В Мюнхене закончилась Международная конференция по безопасности. Каких–то важных решений на таких мероприятиях не принимается, это скорее площадка для общения. А обсудить европейским политикам и их гостям было что. Европа оказалась перед угрозой хаоса на южных своих границах. События в Тунисе и Египте подействовали отрезвляюще на европейских политиков, сердца которых требовали перемен здесь и сейчас.
Ангела Меркель фактически пошла против требования демонстрантов в Каире и Александрии: она не поддерживает идею немедленного ухода египетского президента Мубарака в отставку. «Досрочные выборы в начале процесса демократизации, вероятно, неправильное решение», — заявила она.
На площади Тахрир и подступах к ней уже десятки раз нарушалось священное право человека на жизнь. О свободе прессы тоже говорить не приходится, журналистов в Египте нынче попросту бьют. А какая начнется свобода вероисповедания, если к власти придут «Братья–мусульмане», нетрудно догадаться. Поэтому фрау канцлерин требует не только соблюдения основных прав и свобод, но также, чтобы процесс перемен в Египте проходил мирно и организованно.
Сейчас Евросоюз как бы отстраненно рассуждает о событиях на южном побережье Средиземного моря, однако он тоже несет моральную ответственность за происходящее там. Не знаю, признавался ли в этом кто–нибудь из европейских политиков в Мюнхене.
...Международная конференция по безопасности проводится каждый год уже в течение полувека в Мюнхене. В этом определенно что–то есть. А впрочем, неудивительно, что такое мероприятие принимают немцы: желание повиниться, попытаться исправить ошибки прошлого — это естественное для нормального человека желание. Удивительно другое, то, что и сегодня еще предпринимаются попытки решать судьбу другого государства, держа представителей этого другого государства в предбаннике за дверью. А говорят, история учит...
Я имею в виду всю эту нелепую ситуацию с отзывом приглашения на нынешнюю Мюнхенскую конференцию для министра иностранных дел Беларуси. Конкретно такого пункта, конечно, нет в Венской конвенции о дипломатических сношениях, однако этот шаг, как мне кажется, — нарушение неписаного дипломатического этикета. Запрещать дипломатам выполнять их профессиональные обязанности, то есть говорить, вести переговоры, сближать позиции — это самое последнее дело. Мне кажется, так не поступают, когда хотят решить какие–то проблемы. Так поступают, когда хотят, наоборот, обострить ситуацию.
Отсутствие представителей официального Минска не способствовало тому, чтобы поднимать белорусский вопрос. Тем более Европа сегодня сталкивается с кучей вызовов для своей безопасности — начиная от долгов Ирландии и заканчивая предынфарктным состоянием Египта. Американские ракеты, русские трубы, афганские наркотики, иракские беженцы — список хлопот можно продолжать до бесконечности. Беларусь, давайте говорить объективно, не представляет ровным счетом никакой угрозы европейцам.
Однако в отсутствие белорусского министра о Беларуси заговорила президент Литвы, которая в отличие от других своих коллег лично была в Минске. Я не говорю, что другие, кто не был, совсем уж безграмотные и не знают Беларусь, однако сосед все равно поймет тебя лучше. Далю Грибаускайте обвиняют в том, что она лоббирует интересы литовской экономики, но разве не для этого ее избрали президентом литовцы?..
«Мы, Запад, можем помочь любому народу созреть, окрепнуть, однако мы не можем диктовать каждому народу конкретно, какую систему или какого руководителя он должен избрать, — заявила Даля Грибаускайте в своем выступлении на мюнхенской конференции. — Это касается и Египта, и Беларуси. Поэтому я очень рада тому, что такая зрелая, такая новая точка зрения прозвучала в выступлениях как британского премьера Дэвида Кэмерона, так и канцлера Германии Ангелы Меркель. Это также отвечает и моим взглядам в отношении наших соседей».
Литва, как известно, присоединилась к визовым санкциям Евросоюза. Однако путь к лучшему взаимопониманию лежит как раз через снос видоизмененных берлинских стен. В Вильнюсе это, кажется, понимают. Госпожа Грибаускайте призвала Брюссель обеспечить возможность для белорусских граждан свободно путешествовать в границах Шенгенской зоны. Посмотрим, какой ей придет ответ. Это будет своеобразный тест для Европы.
Соседский интересО Международной конференции по безопасностиВ Мюнхене закончилась Международная конференция по безопасности. Каких–то важных решений на таких...