Правительство определилось с товарами и услугами, цены на которые будет регулировать государство. Их стало меньше. Утвержден соответствующий перечень. Таких списков всего три. Если кому интересно — вот детали. Минэкономики будет регулировать цены на хлеб, мясо, молоко, сухие молочные смеси и мясные консервы для детского питания, сахар, муку, крупы, макароны, мясо птицы, яйца, сливочное масло, масло подсолнечное и рапсовое, овощные, фруктово–ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания. Контроль над картофелем, капустой, свеклой, луком и морковью возьмут на себя облисполкомы и Мингорисполком. В их списке значатся также твердое топливо, брикеты, дрова для населения. Восемь видов товаров для детей и часть социально–бытовых услуг. Минздрав продолжит контролировать услуги стоматологов и диагностов.
Понятно — регулирование должно в первую очередь быть направлено против необоснованного роста цен. Но вот свежая статистика Белстата. Из нее следует, что больше всего дорожают именно контролируемые товары. Только за половину апреля, по сравнению с мартом, овощи выросли в цене на 4,5%, яйца — на 2,7%, крупы — на 2,4%. Картофель подрос на 4,1%, свекла — на 5,2%, крупа пшенная — на 10,9%, а белокочанная капуста вообще на 19,2%. В то же время в Минске рост потребительских цен составил за квартал 16%. В лидерах крупы — 48,8%, растительное масло — 45,5%, животное масло — 28,8%. Так что к регуляторам есть вопросы.
Игорь Фомин, директор департамента ценовой политики Минэкономики, прокомментировал ситуацию так: «Сложился ряд ценовых диспропорций. Например, есть какая–то убыточная продукция, мы поднимаем закупочные цены и адекватно отпускные цены переработчиков. То есть у них складывается инфляционный навес, который надо устранять». При этом обещано использовать рыночные механизмы. Например, переход от фиксированных цен к минимальным. А по некоторым продуктам в качестве регулирования останется только предельная торговая надбавка.
Интересно, что в перечне есть импортные продукты — такие как пшено и растительное масло, и цены на них тоже забота Минэкономики. Хотя с другой стороны, импорт свободен в ценообразовании. И здесь у министерства в арсенале только антимонопольное законодательство и товарные интервенции. Но этого, по словам Игоря Фомина, в контексте ситуации на валютном рынке недостаточно. Иллюстрация — подсолнечное масло. Хотя в начале апреля Минторг заверял, что оно не подорожает. Но пропало оно по 4.500, а появилось по 9.000.
По данным Белстата, инфляция к середине апреля годовой прогноз уже выполнила — потребительские цены выросли на 7,9%.
К слову, в департаменте ценовой политики не исключают очередного подорожания социально значимых товаров. Разве этого мы ждем от регулирования? Резюмировать можно одним словом — «к сожалению», которое, кстати, сам Игорь Фомин за 30–минутный брифинг произнес чаще других.