В деле арестованного голландского военного летчика возможен белорусский след.
Полиция Нидерландов 17 марта в Гааге арестовала по подозрению в попытке разглашения государственной тайны бывшего голландского летчика.
«С кем он хотел вести бизнес является частью нашего расследования», — сообщила Naviny.by сотрудница пресс-службы прокуратуры Нидерландов Николетт Стоел.
По ее словам, до суда арестованный 37-летний мужчина останется единственным подозреваемым. «Мы никогда не называем имен подозреваемых, — подчеркнула Стоел. — Виновен он или нет, решит суд».
Предварительное судебное слушание запланировано на июнь.
Ссылаясь на источники в отряде № 313, в котором служил подозреваемый, голландская газета De Telegraaf сообщает, что он «хотел вести бизнес с гражданином Беларуси».
Подозреваемый, которого газета называет капитаном Крисом В., находился на грани раскрытия «одного или более государственных секретов».
Во время службы офицер пилотировал истребитель F-16.
Фото Paul Tolenaar, De Telegraaf
Начальник центра информации и общественных связей Комитета государственной безопасности Беларуси Александр Антонович сказал Naviny.by, что представляемое им ведомство пока что не может прокомментировать сообщения голландской прессы.
О том, насколько закрыто в настоящий момент дело голландского летчика для общественности, может свидетельствовать следующий диалог корреспондента Naviny.by с представителем голландской прокуратуры:
— Каким образом голландские власти узнали о попытке раскрытия государственных секретов?
— Это часть расследования. Больше никакой информации об этом не разглашается.
— Удалось ли подозреваемому передать какие-либо секреты иностранному гражданину?
— В настоящий момент мы не можем поделиться этой информацией.
— Государственные секреты какого рода могли быть известны подозреваемому?
— Прошу прощения, но мы не хотим делиться этой информацией.
Специалист в области авиации, генеральный директор словацкой авиакомпании AirExplore Мартин Штуляйтер пояснил Naviny.by, что пилот самолета может располагать большим количеством секретов.
«Каждая авиалиния имеет собственную программу безопасности, созданную в соответствии с национальной программой безопасности. Каждое государство имеет такую конфиденциальную программу, — сказал Мартин Штуляйтер. — Авиакомпании разрабатывают собственные программы безопасности, чтобы защитить промышленность от терроризма и других видов преступной деятельности. Если это был военный пилот, то он мог иметь еще больше информации, охраняемой по стратегическим соображениям — такой, как информация о военных базах».
К слову, с апреля 1949 года Нидерланды входят в блок НАТО. Приблизительно полторы тысячи голландских солдат служили в Ираке во время военной операции по свержению режима Хусейна. Международные силы содействия безопасности в Афганистане по сей день включают контингент из Нидерландов. В ходе же операции сил НАТО на Балканах голландским истребителем F-16 был сбит югославский МиГ-29.