«Пойду успокою парня. А то волнуется ведь», — сказал Эндрю Притчард и отправился в суд. Сегодня, помимо обычного разбора гражданских правонарушений, он проводил квалификационный экзамен коллеги. Мистер Притчард по профессии микробиолог, и в то же время он — мировой судья с двадцатилетним стажем. Неужели в Британии нет юристов, которые работали бы в суде, вместо того чтобы доверять важные решения рядовым гражданам? — подумаете вы. Есть, и масса: есть профессиональные адвокаты и обвинители, есть юридические советники, есть судьи, которые определяют меру наказания, — все высокооплачиваемые специалисты. Но невиновность или виновность в преступлении определяют не они, а обычные добропорядочные граждане, которые живут в той же местности. По гражданским и административным правонарушениям решение в Британии выносит мировой суд — три человека (их еще называют магистратами), по возможности представляющих разные политические и другие взгляды, мужчины и женщины. Они выслушивают показания и выносят решение о виновности подсудимого большинством голосов. Часто оправдывают. А в случае виновности профессиональный судья выносит решение о степени наказания ввиду предыдущей истории подсудимого, которую, кстати, магистратам не сообщают, чтобы не влиять на рассмотрение конкретного дела.
В английских и американских фильмах мы иногда видим систему присяжных. Это работает в отношении криминальных дел, и состав присяжных каждый раз меняется. Все граждане находятся в реестре присяжных, из которого для рассмотрения каждого дела выбираются 12 человек. Если вам пришла повестка быть присяжным, вы практически не можете увильнуть. Работодатель обязан отпустить вас, сохранив зарплату, на всю продолжительность срока слушания. Но потом вы возвращаетесь к обычной жизни.
С мировыми судьями не так. Это постоянное занятие — несколько часов в неделю, смотря сколько есть у вас свободного времени. Чтобы стать мировым судьей, нужно иметь безупречное прошлое и не иметь близких родственных связей со служащими в полиции, а также пройти серию интервью, одно из них — дома, разбирая потенциальные дела. Далеко не все попадают: ремарки вроде «негры–преступники» или «естественно, муж ее побил, если она сама пошла в ночной клуб» ставят жирный крест на кандидате. Мировой судья должен быть человеком со здравым смыслом и без предрассудков. Каждый год они проходят квалификационный экзамен. А теперь внимание: это работа добровольная. За нее не платят. Ни копейки. На сразу же возникший вопрос добавляю: коррупция и оплата за решения со стороны клиентов исключены. Ее нет. Так не делают.
Мировые судьи просто отдают свое время на службу собственному городу, делая его спокойнее и справедливее. Это самоуправление, англосаксонская традиция, когда каждое дело рассматривается отдельно самими гражданами, государство только приводит в силу их решения. Быть мировым судьей очень престижно. Это уважаемая должность, которую до недавних пор могли занимать только представители высших классов с большим размером собственности: они считались наиболее ответственными. Сейчас, естественно, судьей может стать каждый, соответствующий вышеупомянутым условиям. И желающих в достатке.
Мне нравится в этой системе фундаментальная вера в человека и его здравый смысл, на которой построено все британское общество.
В постсоветских странах, да и в континентальной Европе нет смысла высказывать мнение, пока ты не докажешь, что тебя можно слушать: покажешь диплом или квалификационный документ. Инженер не может иметь точку зрения на вопросы дизайна, а учитель не должен соваться в дела юристов. То есть ты человек и специалист настолько, насколько тебя признают другие, и тебе нужно постоянно доказывать свой авторитет и держаться одной профессиональной тропы. На другой тропе не признают и посмеются.
В Британии, естественно, опыт и образование тоже имеют значение, но есть принципиальное понятие, что любой человек может делать любое дело, если у него для этого достаточно мозгов и желания. Музыкант может стать дипломатом, если сдаст экзамен. Образование и особенно университетский диплом — это свидетельство умения размышлять, собирать и анализировать информацию. В какой сфере, не суть важно. Поэтому много молодых людей и идут в университет учить, например, интересную им историю или географию вместо права или финансов. Им не заказана дорога в школьные учителя, они по–прежнему смогут при желании стать юристами или финансистами. И учатся с удовольствием, а не из–под палки карьерных соображений. Чем не здорово?
Человеку свойственно стремление улучшить среду вокруг себя. Хорошо, когда это можно сделать не через жалобы и петиции властям, а собственными силами, как это делают мировые судьи.
Мировой судПисьма из Лондона Натальи ЛЕЩЕНКО«Пойду успокою парня. А то волнуется ведь», — сказал Эндрю Притчард и отправился в суд. Сегодня, помимо обычного...