Беларусь является координатором проекта создания единой системы противовоздушной обороны Венесуэлы, что сулит Минску немалые финансовые и экономические выгоды.
Уже в ближайшие годы Беларусь и Венесуэла планируют реализовать совместные проекты общей стоимостью около 5 млрд. долларов. Об этом, комментируя результаты визита в ВенесуэлуАлександра Лукашенко, заявил 28 июня в Каракасе первый вице-премьер Владимир Семашко. Он перечислил целый ряд областей сотрудничества, однако о взаимодействии в оборонной сфере не было сказано ничего.
Между тем эти вопросы были в числе главных в межгосударственных отношениях с самого момента подписания главами Беларуси и Венесуэлы меморандума о взаимопонимании между двумя странами. Документ был подписан 16 сентября 2006 года в Гаване во время очередного саммита Движения неприсоединения.
По горячим следам тогдашний госсекретарь Совета безопасности (и нынешний помощник Александра Лукашенко по взаимодействию с Венесуэлой) Виктор Шейман заявил, что осуществление планов белорусско-венесуэльского военного сотрудничества даст экономический эффект в размере более 1 млрд. долларов. Также Шейман подчеркнул, что это обеспечит заказами десятки предприятий белорусского ВПК на многие годы вперед.
По мнению экспертов, имелось в виду прежде всего приобретение Венесуэлой белорусских автоматизированных систем управления войсками ПВО и ВВС, средств радиолокации и радиоэлектронной борьбы. За несколько месяцев до подписания упомянутого меморандума президент Уго Чавес публично заявил, что его стране нужны современные системы ПВО для прикрытия воздушных рубежей от побережья Карибского моря до границы с Бразилией.
По сведениям из различных источников, представители Венесуэлы активно интересовались средствами ПВО всех уровней: от переносных зенитно-ракетных комплексов и малокалиберной зенитной артиллерии до ЗРК дальнего действия. Однако перед венесуэльскими военными встал вопрос обеспечения интегрированного, согласованного управления всеми этими вооружениями. А так как Уго Чавес не хотел иметь дела со странами Запада, то выбор пал на Беларусь.
Результатом стало соглашение о сотрудничестве в создании единой системы ПВО Венесуэлы. Оно было подписано в Каракасе 8 декабря 2007 года в рамках визита Александра Лукашенко. Соглашением было предусмотрено, что Беларусь окажет Венесуэле помощь и содействие в создании единой системы ПВО и национальной системы радиоэлектронной борьбы на основании научного проекта, выполненного смешанной белорусско-венесуэльской комиссией.
А уже в январе 2008 года, собираясь с визитом в Минск, Уго Чавес заявил, что одной из главных целей его поездки является согласование конкретных деталей контракта по приобретению комплексной системы ПВО. В нее должны были войти «радары дальнего обнаружения и ракеты соответствующего радиуса действия». Согласование прошло успешно, и 9 апреля 2008 года Палата представителей Национального собрания Беларуси на закрытом заседании (о чем просил Чавес) ратифицировала соглашение о сотрудничестве в создании единой системы ПВО Венесуэлы.
Этот документ содержал договоренность о том, что организации Венесуэлы заключат контракты с организациями Беларуси и ряда других государств на закупку товаров, работ и услуг в соответствии с проектом создания системы ПВО и радиоэлектронной борьбы, подготовленным белорусскими специалистами. По информации независимых экспертов, соисполнителями наряду с предприятиями ВПК Беларуси должны были выступить российские, китайские и иранские компании.
Соглашением также регламентируются вопросы участия белорусских специалистов в создании единой системы ПВО и системы радиоэлектронной борьбы вооруженных сил Венесуэлы. В соответствии с документом, Венесуэла взяла на себя расходы по содержанию советников и членов их семей. При этом было оговорено, что члены семей советника не могут выполнять на территории страны пребывания оплачиваемую работу и участвовать в боевых действиях. Соглашением определены меры безопасности военных специалистов, условия их проживания, оказания медпомощи, страхования в случае гибели, ранения или болезни, несчастного случая, при утрате или повреждении имущества.
Соглашение заключено на пять лет и будет автоматически продлеваться на каждый последующий пятилетний период, пока одна из сторон за один год до истечения соответствующего периода не направит по дипломатическим каналам письменное уведомление другой стороне о своем намерении не продлевать соглашение. Вместе с тем, по договоренности между сторонами действие соглашения может быть прекращено в любое время.
Вскоре после ратификации документа тогдашний замначальника белорусского Генштаба Петр Тихоновский пообещал, что система ПВО и радиоэлектронной борьбы в Венесуэле, включая подготовку специалистов и руководящего состава, будет создана практически с нуля в течение шести лет. И это, помимо всего прочего, позволит Беларуси выйти на рынок вооружения Латинской Америки.
Проработка проекта системы ПВО шла больше года. Его общие положения 14 сентября 2009 года обнародовал Уго Чавес. Из его слов следовало, что система ПВО страны будет комплексной (эшелонированной по дальностям и высотам) и объединит под единым управлением зенитно-ракетные комплексы С-300, «Бук-М2» и «Печора-2М».
«Мы должны защитить стратегические объекты, например ГЭС «Гури», нефтепромыслы, крупные НПЗ, индустриальные комплексы, естественно, военные объекты и командные пункты, крупные города, такие как Каракас, чтобы чувствовать себя в большей безопасности», — отметил венесуэльский руководитель.
Несколько месяцев спустя, 16 марта 2010 года, выступая в Национальной ассамблее Венесуэлы, тему ПВО затронул и Александр Лукашенко. Он, в частности, пообещал своему венесуэльскому коллеге всяческое содействие в создании «системной обороны государства», которая позволит не опасаться любого, даже самого могучего врага.
По мнению военных специалистов, под системной обороной государства подразумевалась организация в Венесуэле интегрированного оборонительного комплекса, включающего ПВО, средства радиоэлектронной борьбы и противодействия высокоточному оружию. Что предполагает использование в качестве ее «мозга» автоматизированной системы боевого управления типа АСУ «Бор», которая ныне является интеллектуальным ядром противовоздушной обороны Беларуси.
Важным элементом венесуэльской ПВО может стать и мобильная радиолокационная станция метрового диапазона «Восток», способная обнаруживать бомбардировщики B-52 и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения на расстоянии до 255 км. В новой РЛС в несколько раз увеличены возможности обнаружения не только целей типа F-16, но и самолетов, изготовленных по технологии «стелс».
Если же говорить о средствах ведения радиоэлектронной борьбы, то в этом контексте чаще всего упоминаются белорусские комплексы радиотехнической разведки 85В6-А и 85В6-Б, предназначенные для обнаружения, распознавания и сопровождения до 100 наземных морских и воздушных объектов по излучению их радиоэлектронных средств. Воздушные цели на высоте 10 км они обнаруживают на расстоянии 400 км. Для подавления бортовой электроники боевых самолетов венесуэльским военным могут быть предложены станции мощных шумовых помех СНП-2 и СНП-4. Из последних разработок — станции радиопомех Р-934УМ «Удар» и Р-378УМ «Укол».
Весьма вероятно, что в Венесуэлу будут поставлены и новейшие средства противодействия высокоточному оружию. Часть из них уже поступила в белорусскую армию для опытной эксплуатации. В частности, это комплекс постановки помех лазерным системам наведения «Сапфир» и комплекс радиопомех системе глобальной радионавигации GPS «Навес-У».
Что же касается зенитно-ракетного вооружения, то, по мнению ряда аналитиков, предприятия белорусского ВПК, во взаимодействии с российским оборонпромом, способны выступить здесь поставщиками модернизированных зенитных комплексов ближнего действия С-125 «Печора».
На протяжении достаточно длительного времени в открытых источниках отсутствовали подробные данные о ходе реализации проекта создания единой системы ПВО Венесуэлы. Тем не менее, некоторая информация имеется. Так, совсем недавно в СМИ было приведено заявление министра национальной обороны Венесуэлы и начальника командования стратегических операций генерала армии Энри Ранхеля Сильвы о создании «Базы Печора» в районе международного аэропорта Жозефа Камехо в Лас-Пьедрас (полуостров Парагуана).
По информации «Джейнс дифенс уикли», база стала местом дислокации первой батареи самоходного ЗРК «Печора-2М» производства белорусско-российской межгосударственной финансово-промышленной группы «Оборонительные системы». Основной задачей батареи является защита крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего комплекса. Еще десять аналогичных баз создаются на территории страны в рамках формирования объединенного командования противовоздушной обороны (CADAI — Comando Aéreo de Defensa Aeroespacial Integral). По данным ряда источников, контракт на приобретение ЗРК «Печора-2М» Венесуэла заключила в сентябре 2009 года. Поставки начались в мае 2011 года и должны быть завершены в ближайшее время. Всего, по неофициальным данным, Каракасом заказано 11 таких комплексов.
Закупка мобильных ракетных комплексов средней дальности «Бук-М2Э» (три дивизиона) и С-300ВМ большой дальности (один дивизион) также была утверждена в сентябре 2009 года, но они до сих пор не поставлены. Планами CADAI предусматривается, что они должны быть получены до конца 2012 года. В результате закупки и разворачивания всех предусмотренных проектом систем ПВО от нападения будет защищена вся территория Венесуэлы. Кроме того, по непроверенным данным, в перспективе Каракас может предложить своим соседям — Гайане и Колумбии — создать единую систему ПВО. Однако официального подтверждения этой информации нет.
Беларусь является координатором проекта создания единой системы противовоздушной обороны Венесуэлы, что сулит Минску немалые финансовые и экономические...