Событие, которое для одних стало поводом для ликования, а для других - причиной глубокого раздумья. Уго Чавес в третий раз избран президентом Венесуэлы. Действующий президент получил поддержку 54,5% избирателей, обойдя на 10% своего соперника Энрике Каприлеса. Однако главное заключается не в цифрах, а в том небывалом ажиотаже, который вызвало в стране прошедшее голосование. На некоторых участках избирателям приходилось отстаивать очередь, а время голосования пришлось продлить из-за наплыва избирателей. Явка на выборы составила более 80%. Это говорит о том, что народ понимает всю значимость делаемого выбора, и выбор этот состоялся в пользу Чавеса, несмотря на все проблемы, которые стоят перед этой страной.
Сам победитель произнес приветственную речь со словами благодарности, которую есть смысл процитировать.
Выступая с балкона дворца Мирафлорес, он заявил:
- Это было настоящее демократическое сражение, идеальный бой, и венесуэльская демократия - одна из лучших демократий мира. Прямо сегодня начинается новый цикл для боливарианского правительства, в ходе которого мы обязаны быть каждый день лучше, эффективнее, чтобы отвечать на нужды нашего народа.
Уго Чавес особо отметил, что его победа является победой не только всего народа страны, но и Латинской Америки.
Собственно, это именно то, что заставляет задуматься политических соперников венесуэльского лидера не только внутри страны. Не секрет, что данный политик олицетворяет собой новое развитие континента. Одни называют это продолжением эксперимента с построением социализма. Другие, более дальновидные, понимают, что дело не в экспериментах, а в необходимости дать новое, социальное измерение политике.
В последнее время эта тенденция характерна для всей Латинской Америки, где к власти пришло новое поколение лидеров. Чавес, кстати, не выпадает из общего тренда, а, скорее, возглавляет его. Он, например, национализировал крупные телекоммуникационные и электроэнергетические компании страны, контролируемые американскими фирмами, в том числе по добыче нефти. Что бы ни говорили об экономических последствиях такого шага - геополитический да и просто политический смысл его абсолютно ясен: Чавес хочет, чтобы природные богатства континента служили не обогащению транснациональных компаний, а процветанию собственного народа. Ясно, что это не всем нравится, особенно учитывая, что в Венесуэле самые большие на континенте запасы углеводородов.
Отсюда и неоднозначный имидж Чавеса в мировых СМИ. Западные журналисты пишут, что его поддерживает беднота за то, что президент раздает бесплатное жилье, держит низкие цены на товары первой необходимости, платит субсидии безработным и не дает повышаться стоимости бензина...
Однако при всех трудностях выбранного Венесуэлой исторического пути он на данный момент обладает одним неоспоримым преимуществом: доверием избирателей. Что и показали прошедшие выборы. Без доверия и социального партнерства, как показывает мировой опыт, невозможно найти выход из экономического кризиса. Вот почему многие из тех, кто по привычке критиковали Чавеса, сегодня задумались о причинах его победы. К слову сказать, соперник Энрике Каприлес, проповедующий традиционный либеральный подход, признал свой проигрыш и уже поздравил Уго Чавеса с победой.