Корреспондент интернет-газеты Naviny.by в составе белорусской делегации побывал в «логове врага» — так в годы «холодной войны» в СССР называли находящуюся в Брюсселе штаб-квартиру военно-политического блока НАТО. В ходе поездки состоялось посещение и Штаба верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (Supreme Headquarter Allied Powers Europe — SHAPE), который расположен в 60 км от столицы Бельгии в городе Монсе.
Сразу следует заметить, что подобного рода туры натовцы устраивают систематически, можно сказать, для всех категорий населения различных государств: от студентов до действующих военных. К месту заметить, в прошлом году штаб-квартиру наведали 189 делегаций общей численностью 5 тысяч человек.
Цели такого гостеприимства вполне ясны и понятны. Во-первых, насколько это возможно, они стремятся подать себя с положительной стороны, мол, никакие мы не агрессоры, а действительно хотим мира во всем мире. Во-вторых, путем проведения своеобразного ликбеза офицеры и гражданские служащие рассказывают, что собой вообще представляет альянс НАТО, в каких операциях участвует, а к каким никакого отношения не имеет. В-третьих, что особо подчеркивается, блок — организация открытая, никого силком в него не тащат, и он с радостью готов сотрудничать со всеми государствами в рамках многочисленных программ. В-четвертых, имидж альянса за последние годы у определенной части населения мира, мягко говоря, положительных эмоций не вызывает, а потому общение с глазу на глаз, особенно с журналистами, должно пойти в этом плане на пользу всем сторонам.
Задавать можно было любые вопросы, но при одном условии — не ссылаться в публикациях на конкретных лиц. Как было сказано, делать официальные заявления позволяется только генеральному секретарю НАТО и его пресс-секретарю. Были и довольно жесткие ограничения по использованию фототехники, диктофонов и перемещению по территории хозяев. Надо полагать, при всем желании мы бы не смогли даже на километр приблизиться к какой-либо военной натовской тайне.
Как с НАТО взять денег
Общение с представителями штаб-квартиры НАТО проходило в форме брифингов, темы которых касались партнерских программ, в том числе и с Беларусью, взаимоотношений с Россией, странами Средиземноморья, Северной Африки и Афганистана.
Надо сказать, что по информационной насыщенности белорусская тематика выглядела бледно. Было сообщено, что с 2001 года РБ участвовала в 40 проектах по взаимодействию с НАТО, «засветилась» в 150 мероприятиях, а с 2004 года специалисты министерств обороны и по чрезвычайным ситуациям повышали свою квалификацию на 25 различных курсах. Самым же значимым событием является присоединение Беларуси в 1995 году к программе НАТО «Партнерство ради мира».
О деталях, подробностях уже сделанного и перспективах дальнейшего сотрудничества почти ничего не было сказано. Факт лишь в том, что полноправными членами альянса на сегодняшний день являются 28 государств, а еще к 22-м, в их числе и Беларусь, НАТО относится как к странам-партнерам, участие которых в проектах и программах альянса является их доброй волей.
Основные тезисы, прозвучавшие на брифингах в Брюсселе, можно систематизировать в таком порядке:
-НАТО не является «мировым жандармом»; - все государства-члены НАТО считаются равноправными, а решения принимаются консенсусом; - мы никому не навязываем свою дружбу, не угрожаем, силой в блок не тянем; - мы всегда открыты для сотрудничества.
Примечательно, что партнерство с НАТО вполне может принести пользу бюджету РБ.
В 2009 году Беларусь выступила с предложением об организации железнодорожного транзита для стран, участвующих в Международных силах содействия безопасности (ИСАФ/МССБ) — группировке НАТО в Афганистане. Соглашение, достигнутое в 2010 году, позволяет осуществлять железнодорожные перевозки так называемых нелетальных (не боевого значения) грузов по территории Беларуси, России, Казахстана и Узбекистана. Эта тема сотрудничества актуальна тем, что альянс запланировал до конца 2014 года свернуть боевую миссию в Афганистане.
Для вывоза различного имущества потребуются значительные средства, часть которых могла бы получить Беларусь. При условии, конечно, что часть этих грузов будет перевозиться через нашу территорию. Вполне выгодный бизнес-проект. Как сказал один из натовских чиновников, было обсуждение по типам грузов и несколько пробных транзитов через Беларусь, но нет окончательных решений. Тем более, заметил он, есть ведь и другие маршруты, например, через Украину.
В то же время, как было сообщено, такого рода коммерческие проекты успешно реализуются с участием России. В частности, в Новосибирске на предприятии по производству вертолетов проходят учебные курсы по подготовке афганских техников. А через Ульяновск натовцы намерены перевозить свои транзитные грузы из Афганистана. Договоренность с Россией имеется. Как было сказано, никакого присутствия военных там не будет — только грузы, для обработки которых будут созданы новые рабочие места.
Не надо НАТО пугать
Один из вопросов касался оценки аналитиками альянса возможностей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политического союза шести республик бывшего СССР, который внешне и изнутри слегка напоминает НАТО. Беларусь входит в ОДКБ, а главенствующая роль отводится России. Как сказал один из чиновников НАТО, в альянсе «нет консенсуса» по вопросу как относиться к ОДКБ.
А как НАТО относится к гипотетической возможности, что Беларусь вдруг может стать ядерной державой? Такой вопрос задал корреспондент Naviny.by, упомянув о том, что главнокомандующий белорусскими вооруженными силами Александр Лукашенко не раз с сожалением говорил, что вывод из Беларуси ядерного оружия был «жесточайшей ошибкой».
В ответ представитель блока сообщил, что по новой концепции НАТО, которая была принята в 2010 году, такого рода угрозы не рассматриваются. Но, чтоб мы знали, что такое НАТО и с кем имеем дело, сообщил, что по сравнению с Россией, где умеют «творить чудеса», к которым надо быть готовыми, члены блока в сумме в 8 раз больше по населению, в 13 раз богаче и в 16 раз больше вкладывают денег в оборону.
В этой риторике не было никаких угроз — одна констатация фактов. К месту заметить, на всех брифингах представители НАТО весьма корректно отзывались о внутриполитической ситуации в Беларуси: мол, мы знаем и понимаем, что у вас происходит, готовы оказать помощь и в развитии демократии, но после того как эта ситуация изменится, а сегодня мы строим свои отношения, исходя из имеющихся возможностей. То бишь НАТО к сотрудничеству с Беларусью готово.
Примечательно, что, отвечая на вопросы, связанные с высказываниями Александра Лукашенко о «варварстве и преступлениях» НАТО в горячих точках арабского региона, представители военного блока постоянно напоминали, что натовцы есть не везде, где стреляют. Например, к событиям в Ираке НАТО не имеет никакого отношения — там проводят операцию исключительно США. Да, Штаты являются активным участником альянса, но в данном случае они действуют самостоятельно. Как было сказано, до 2000 года угрозы безопасности приходили извне, сегодня они зреют внутри отдельных стран: «Если мы не спасем Афганистан, то скоро беда может постучаться в наши двери».
НАТО замечено в связях с КГБ
Во время встреч и бесед с офицерами в Монсе, где располагается штаб верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, члены белорусской делегации были ознакомлены с планами реформирования альянса.
К середине 2013 года НАТО должно сократиться на 20% и выстроить новую структуру. Такое решение было принято на саммите НАТО, который прошел в мае текущего года в Чикаго. Изменения затронут армии всех стран-участниц альянса, вооруженные силы которых будут комплектоваться с учетом специфик экономик и промышленности. Нет никаких сомнений, что эта тема очень важна для НАТО, но нас больше интересовали грани сотрудничества альянса с Беларусью. В Монсе, как оказалось, в этом ракурсе удалось узнать больше, чем в Брюсселе. Отчасти и потому, что при штабе верховного главнокомандующего уже более трех лет находится представитель белорусского Министерства обороны.
Как было сообщено, сотрудничество идет, но оно, возможно, «не так заметно для гражданских людей». Есть целый ряд полезных для Беларуси направлений, в их числе: борьба с терроризмом, торговлей людьми, наркотрафиком и прочими, скажем так, невоенными делами. Примерно на 80% сотрудничество идет по линии Минобороны, в остальных программах участвуют представители МЧС, МВД, Погранкомитета и даже КГБ. Речь идет о курсах по повышению квалификации, обмене информацией и консультациях. В частности, как оказалось, сотрудники НАТО посещали Минск и делились опытом с белорусскими специалистами по теме борьбы с самодельными взрывными устройствами. Что стало очень актуально для Беларуси после взрыва в минском метро 11 апреля 2011 года.
Как подчеркивали в беседах офицеры, точек соприкосновения очень много, однако «сотрудничество страдает от нехватки ресурсов». Правда, в данном случае военные — люди подневольные, что им прикажут, то они и делают. На всё, как говорится, воля высших политических сил всех сторон.
В целом же мысль, которую пытались донести представители НАТО, проста и понятна: сотрудничать нужно, чтобы понимать друг друга. Мы ведь тоже за мир во всем мире.