Удвоить к 2020 году доходы всех китайцев — такую амбициозную задачу озвучил на проходящем в Пекине XVIII съезде Коммунистической партии Китая генеральный секретарь КПК и Председатель КНР Ху Цзиньтао. Это было последнее программное обращение товарища Ху в качестве генсека к соратникам по партии. Он покинет этот пост на следующий день после окончания съезда, то есть фактически уже завтра, но указанные им задачи выполняться, несомненно, будут. Хотя бы потому, что зачитанный съезду доклад готовила рабочая группа во главе с будущим преемником Ху Цзиньтао на постах руководителя партии и государства Си Цзиньпином.
От подобных докладов не ждут революционных заявлений и изменений. Как и сам съезд, это своего рода ритуальное действо, во время которого заявляется о верности идеям и приверженности строительству социализма с китайской спецификой. Доклад съезду — продукт широкого консенсуса, он проходит доработку во всех министерствах и провинциях. Прочитанный Ху Цзиньтао пять лет назад доклад переписывался 50 (!) раз. Нынешний наверняка прошел столь же нелегкий путь. Его предназначенный для журналистов текст, переведенный на шесть языков, еще продолжали печатать, когда товарищ Ху уже произносил его с трибуны. Мы его получили буквально теплым. Тем не менее в каждом таком докладе есть детали, по которым люди внимательные и знающие могут угадать и предсказать, как Китай будет развиваться в ближайшее время. Посмотрим на детали.
На открытии съезда во главе колонны руководителей первым вышел, как и положено, Ху Цзиньтао, а за ним — стороннему наблюдателю это может показаться как минимум странным — бывший генеральный секретарь партии, а сейчас счастливый пенсионер товарищ Цзян Цзэминь. Одним из величайших достижений инициированных Дэн Сяопином реформ стала сменяемость власти и появление когорты «бывших лидеров». Которые продолжают оставаться важной влиятельной силой. На съезде они присутствуют в качестве «специальных делегатов», а при выборе следующего поколения руководителей их мнение зачастую оказывается решающим. Си Цзиньпина на пост будущего генерального секретаря выдвинул в свое время именно Цзян. Который в свою десятилетку продолжал начатые Дэн Сяопином реформы под лозунгом «Пусть в стране станет больше богатых!». Это удалось, но разбогатели в основном восточные приморские районы, а в значительной части страны бедность осталась вопиющей.
Главным словом десятилетки Ху Цзиньтао стало «гармония», а целью — сокращение разрыва в доходах и уровне жизни между бедными и богатыми, городом и деревней, приморскими провинциями и центральными и западными регионами страны. Главный лозунг уходящего десятилетия — «Пусть станет меньше бедных!» (почувствуйте, как говорится, разницу). Бедных действительно стало меньше — и партия смело может это заносить себе в актив. Но обострилась другая древнекитайская проблема — коррупция. В своем докладе Ху Цзиньтао употребил слово «коррупция» 16 раз и признал, что она «представляет реальную угрозу существованию партии и всего государства в целом». Он потребовал от чиновников (практически все — члены Компартии) установить жесткий контроль за членами своих семей, чтобы не допускать случаев коррупции и незаконной наживы. Самый громкий пример в этой связи — бывший партийный руководитель 33–миллионного города Чунцина Бо Силай. Именно к нему относились и другие слова генсека: «Все те, кто нарушает партийную дисциплину, законы государства, должны нести всю полноту ответственности без какой–либо пощады». Суд над Бо Силаем, которого исключили из партии и лишили депутатской неприкосновенности, выведя из состава парламента, должен начаться в самое ближайшее время. И, судя по этим словам, будет образцово–показательным — чтобы другим неповадно было.
Главной интригой съезда остается вопрос: будут ли в стране политические реформы? Весьма вероятно. «Мы должны продолжить активно проводить изменения политической структуры, расширять народную демократию», — сказал в докладе товарищ Ху (а мы помним, что товарищ Си имеет к докладу самое непосредственное отношение, так что это и его программа действий). И уж совсем для Китая смело: «Мы должны уделять повышенное внимание расширению форм демократии с тем, чтобы люди могли участвовать в демократических выборах». Но прямых выборов главы государства ожидать все же не стоит — так далеко китайские коммунисты идти не готовы. Ху Цзиньтао твердо заявил, что демократии «по западному образцу» в Китае не будет. В стране совершенствуется «консультативная демократия», а прямые выборы возможны лишь на самых низовых уровнях, да и то пока в порядке эксперимента.