Если собрать всех белорусов, которые живут по всему миру, наберется более половины нынешней численности населения нашей страны. Только в России, по некоторым подсчетам, живут около 3,5 миллиона наших земляков, еще не менее миллиона — в США и Канаде, десятки тысяч в Польше, Литве, Латвии. У каждого своя судьба, свои ниточки, соединяющие с родиной. Связать их воедино должен закон о белорусах зарубежья, уверены в нашем Министерстве иностранных дел. Вчера поговорить об этом в МИД собрались представители белорусской диаспоры из Польши, Израиля, России, Украины, Латвии.
Процесс разработки документа ведется уже лет десять, однако к своему логическому завершению, то бишь принятию закона, все никак не приходит. Сегодня Правительство в очередной раз поручило МИД довести дело до конца.
— Белорусы, которые живут за рубежом, — серьезный пласт нашего народа, который со стороны оценивает все то, что происходит на исторической родине, а кроме того, продвигает нашу культуру, язык, наши ценности в разных уголках мира, — рассуждает начальник главного управления многосторонней дипломатии МИД Юрий Амбразевич. — Государство ни в коем случае не отворачивается от них, ищет новые формы взаимодействия для укрепления суверенитета нашей страны за рубежом.
Впрочем, сегодня своим бывшим соотечественникам Беларусь оказывает в основном точечную помощь. Например, аппарат уполномоченного по делам религий и национальностей на бюджетные деньги покупает организациям, представляющим в разных странах белорусскую диаспору, государственную символику, литературу о нашей стране, национальные костюмы для художественных коллективов белорусского творчества за рубежом. За последние четыре года на эти цели был потрачен миллиард рублей, рассказали в учреждении. Беларусь готова и дальше поддерживать тех, кто, живя в другой стране, продолжает чувствовать себя белорусом (в данном случае речь идет не об этнических белорусах, а именно о нации, к которой себя могут причислять и татары, и евреи, и поляки, для которых родина — Беларусь), уверяют в МИД. Закон должен этому поспособствовать.
Представители белорусской диаспоры говорили и о том, что часть людей не идентифицируют себя с нашим государством. По разным причинам. У кого–то остались давние негативные воспоминания о родине (например, у тех, кто уехал в период распада Союза). У кого–то политические пристрастия оказались сильнее сыновних чувств. Но, к счастью, таких людей меньшинство. Основная же часть белорусов ждет принятия закона, который позволит им более тесно сотрудничать друг с другом и со своей родиной. Как сказал один из представителей белорусской диаспоры в России Валерий Казаков, Беларусь — достаточно зрелое государство, умеющее самостоятельно принимать решения, так что от нас с нетерпением ждут уже готового документа.
Шла речь и о некоторых технических деталях. К примеру, стоит ли прописывать какие–то специальные юридические процедуры для представителей диаспоры, декларировать ли льготы при получении виз? Кстати, такая привилегия — довольно затратное дело. Так что, вероятнее всего, в законе подобные механизмы не будут прописаны. Однако документ в любом случае позволит белорусам мира почувствовать защиту и поддержку нашего государства. Это будет своего рода декларация, призванная определить основные направления государственной политики по этому вопросу.
Екатерина СТРОГОВА.
Советская Белоруссия №93 (24230). Пятница, 24 мая 2013 года.