Украина и Кыргызстан шагнули в сторону Единого экономического пространства. Теперь их представители станут наблюдать за тем, как в объединении принимаются решения. Голосовать они, правда, не смогут. Об этом в документах, подписанных в минувшую пятницу в Минске, пока речи не идет. Но наблюдения обещают быть ценными. Чтобы иметь представление о преобразованиях как они есть.
Свидетелей подписания меморандумов об углублении сотрудничества было больше полутысячи. Тех, кому не все равно, по каким правилам будет создан Евразийский экономический союз и кто ждет реальной отдачи от интеграции. Форум деловых людей стран ЕЭП выгодно отличался от протокольных официальных заседаний. Разговор шел бойкий, спорили, доказывали. Считали. Аудитория не ждала отчетов об успешной работе. Прибывший после заседания Совета глав правительств СНГ Премьер–министр Михаил Мясникович был предельно конкретен, заявив, что в ЕЭП положительного хватает, однако «позитива могло быть и больше».
Так, в первом квартале взаимный товарооборот трех стран по сравнению с первыми месяцами прошлого года снизился на 15 процентов. Паниковать не стоит. Постепенное объединение рынков не может идти абсолютно безболезненно. И, скорее, здесь стоит сосредоточиться на том, как сочетать интересы собственных производителей и интеграционную волю. Ведь, объединяясь, страны отдают часть экономического суверенитета наднациональным органам. И уже гораздо труднее защитить свое предприятие. От конкурента из страны–партнера. В полноценном экономическом союзе такого вовсе не будет, понятие «внутренний рынок» уже сейчас теряет прежнее значение. Единая таможенная граница, свободное перемещение товаров и доступ к услугам. В идеале — снятие к 2015 году всех барьеров.
Сейчас, по оценкам Евразийской экономической комиссии, две трети товаров и одна треть услуг в таможенной тройке «свободны». Но по некоторым видам деятельности пока решений нет. Михаил Мясникович признал:
— Есть достаточно глубокие противоречия внутри. Проблема не в бюрократии, а в неконкурентоспособности наших товаров и услуг. Поэтому когда мы говорим о необходимости тарифно–таможенного регулирования, мы должны серьезно посмотреть, какие товары и услуги мы производим и насколько они конкурентны.
Здесь поймал себя на мысли, что интеграцию часто воспринимают упрощенно. Как какое–то абстрактное сближение. Если бы все было так просто... Интеграция — это тома технических регламентов. Подробнейших производственных стандартов. Это общий Таможенный кодекс. И его нельзя получить, просто смешав, как ингредиенты, статьи из действующих документов трех стран. Это долгая и в общем–то нудная работа. Даже «черновая», как выразился, выступая на форуме, бывший премьер–министр, а ныне министр Евразийской экономической комиссии Сергей Сидорский. А как иначе? Расстегнув запонки и засучив рукава приходится выписывать нормы. Такие, чтобы они в равной степени устраивали все стороны.
Что удается нелегко. Если не сказать с трудом. Актуальный пример — сфера международных перевозок. Возить грузы из Беларуси в Россию и наоборот перевозчики двух стран могут свободно. Никаких квот на количество рейсов нет. Недавно аналогичное соглашение мы заключили с Казахстаном. Но для полной либерализации рынка автоперевозок внутри ЕЭП стоит отменить разрешения на грузы, ввозимые из третьих стран. Сейчас Россия и Казахстан выделяют квоту на количество таких поездок. Белорусская компания, чтобы доставить грузы, например, из Копенгагена в Смоленск напрямую, должна получить разрешение российской стороны. И, похоже, это ограничение ни Россия, ни Казахстан в ближайшее время не собираются отменять. Почему? Опять–таки конкуренция. Защита своих бизнесменов–налогоплательщиков. Ведь у них — годами наработанные контакты, складская логистика. Москва со своей стороны делает акцент на либерализации рынка авиаперевозок. Дмитрий Медведев в своем выступлении признал: транзитный потенциал ЕЭП пока используется не в полную силу. Однако не стал называть сроков либерализации. Хотя решение об «освобождении» всей сферы услуг принято. Дата — все то же 1 января 2015–го.
Интеграция — это лоббирование своих интересов бизнесом. Оно бывает здоровым, когда используются правовые механизмы, и нездоровым, подковерным. Мы за здоровый образ жизни. Как и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко. Он предложил бизнесменам к сентябрю подготовить «белую книгу» изъятий и ограничений, которые, по их мнению, не должны остаться в ЕЭП. Времени до предполагаемого старта экономического союза ведь не так уж и много.
Советская Белоруссия №100 (24237). Вторник, 4 июня 2013 года.