Беларусь больна. И это, к сожалению, не новость. Нам кажется, что общественная болезнь постоянно прогрессирует. Речь пока не идет о возможном летальном исходе, но при дальнейшем развитии болезнь может стать хронической, а разрушительные процессы внутри белорусского организма — необратимыми.
Центр аналитических инициатив «Либерального клуба» берет на себя неблагодарную функцию «санитаров леса». В проекте «Беларусь: анализы» мы еженедельно будем внимательно отслеживать все основные события в области политики, экономики, права, социологии и культуры. И на их основе ставить принципиальный диагноз общественному здоровью страны.
Как и любой профосмотр, «Беларусь: анализы» нацелены на то, чтобы вовремя выявить имеющиеся общественные заболевания и принять необходимые профилактические меры или назначить больному требуемое лечение.
Отделение политики
Анамнез. 22 июля в Брюсселе состоялась встреча руководителей внешнеполитических ведомств стран ЕС и «Восточного партнерства». Для Беларуси это мероприятие стало примечательным по двум причинам.
Во-первых, в нем принял участие глава МИД Владимир Макей, который после событий 19 декабря 2010 г. находился в списке невъездных в страны Евросоюза. Во-вторых, предполагалось, что эта встреча будет иметь ключевое значение в прояснении перспектив саммита «Восточного партнерства», который пройдет в ноябре в Вильнюсе.
Диагноз. Пока сложно сказать, насколько в итоге прояснились перспективы главного события последних двух лет для «Восточного партнерства». Хотя в целом, как в частной беседе сказал представитель МИД Польши, «новости из Брюсселя пришли достаточно хорошие». Речь здесь, по-видимому, в первую очередь о Грузии и Армении, с которыми ЕС заканчивает переговорный процесс по будущей зоне свободной торговли и готов парафировать Соглашение об ассоциации во время ноябрьского саммита.
На эти страны и, конечно же, Украину направлены основные усилия европейских дипломатов. Беларусь здесь объективно теряется среди текущих и будущих приоритетов ЕС. Тем не менее в хотя бы каком-то прогрессе Беларуси в «Восточном партнерстве» заинтересованы как в Минске, так и в Брюсселе. Поэтому участие Макея в министерской встрече было очень важным.
Были ли достигнуты какие-то непубличные договоренности по дальнейшим шагам для улучшения отношений, сказать пока сложно. По всей видимости, были. По крайней мере, на это указывают некоторые официальные заявления и кулуарные свидетельства. Если так, то в ближайшее время можно ожидать новых положительных решений по политически мотивированным уголовным делам (как в случаях Ирины Халип и Владимира Некляева).
К слову, помимо традиционных заявлений по поводу необходимости недискриминационного подхода ко всем участникам «Восточного партнерства», в Брюсселе Владимир Макей в очередной раз акцентировал еще одну интересную и, как представляется, важную мысль:
«Мы проявили нашу заинтересованность в сотрудничестве во всех сферах «Восточного партнерства». И мы думаем, что активность по конкретным проектам должна быть главным компонентом вильнюсской декларации, это поможет улучшить видимость «Восточного партнерства» в странах Евросоюза и странах-партнерах».
Лечение. Нужен укол, который привьет отношения Беларуси и ЕС от «выбриков» политиков. Необходимы более глубокие и интенсивные контакты на всех уровнях человеческого взаимодействия, которые не будут зависеть от настроения и поведения лишь нескольких человек. Время в нашем случае лечит.
Отделение экономики
Анамнез. Обострились проблемы в банковском секторе: межбанковская ставка за несколько дней выросла в несколько раз, сигнализируя о недостаточности ликвидности в банках. Если говорить простым языком, то банкам просто-напросто не хватает белорусских рублей.
Именно по этой причине многие банки начали повышать ставки по вновь привлекаемым депозитам до 45% и выше. Таким образом они стараются заманить белорусов, потерявших веру в прибыльность вкладов в национальной валюте, обратно в мир спекулятивного капитала.
Диагноз. Проблемы с ликвидностью у банков начались раньше: с момента, когда Ермакова заявила о резком снятии населением триллиона белорусских рублей с депозитов. Невыверенный шаг главы Нацбанка явно только усугубил ситуацию и подтолкнул к панике: обычные люди начали свой поход на банки и обменники.
Курс белорусского рубля начал сдавать свои позиции. Хоть темпы девальвации были и небольшие (скорее всего, из-за вмешательства Нацбанка, что мы сможем увидеть по итогам этого месяца в его отчетах), зато волнующие осторожное население, помнящее 2011 г., когда произошло трехкратное обесценивание национальной валюты.
Как только не стало хватать белорусских рублей, коммерческие и государственные банки начали их поиск. Повышать ставки по депозитам не позволяла ставка на межбанке, застывшая на уровне 20-25%. Банкам было выгоднее брать деньги не у населения, а на межбанке. Спрос на рубли начал повышаться и уже к концу недели ставки на межбанке достигли 60%. Одновременно Нацбанк начал выбрасывать на этот рынок триллионы Br каждый день для удовлетворения аппетита банков.
Нацбанк постепенно теряет контроль над ситуацией. Деньги, которые он раздает банкам, в итоге могут оказать сильное влияние на общий уровень цен в стране (инфляцию), либо уйти на валютный рынок для скупки валюты. Тем более, в скором времени банкам понадобятся рубли для покупки валюты, чтобы выполнить требования по резервам в иностранной валюте, норма отчислений по которым выросла с 12% до 14%.
Кроме того, с начала нынешнего года Нацбанк уже умудрился накачать экономику фидуциарными (эмиссионными) деньгами на несколько триллионов рублей.
Лечение. В этой ситуации правильным решением будет повышение ставок как по депозитам, так и по кредитам для юридических и физических лиц. Кроме того, крупнейшие государственные банки должны прекратить льготное кредитования убыточных предприятий и масштабную выдачу денег для пресловутой модернизации. Эти меры позволят банковскому сектору отчасти вернуться в состояние покоя.
Отделение права
Анамнез. Александр Лукашенко поставил точку в вопросе о конфискации автомобилей у нетрезвых водителей, подписав соответствующий закон.
Согласно документу, повторное в течение года вождение в нетрезвом виде будет наказываться конфискацией автомобиля. Причиной назван рост числа нетрезвых водителей среди задержанных в последние годы.
Принятие столь строгой меры вызвало множество споров и дискуссий. Сторонники конфискации автомобилей верят, что только таким способом можно снизить количество пьяных за рулем. Противники согласны с борьбой против пьянства за рулем, но замечают, что конфискация противоречит Конституции, нарушая права собственности.
Диагноз. Такое решение проблемы нетрезвых водителей действительно вызывает немало вопросов. Безусловно, пьянство за рулем нужно наказывать, ведь проблема эта в Беларуси стоит достаточно остро, но стоит ли при этом нарушать права собственности? Кроме того, возникает множество сомнений по поводу эффективности применения этой меры в Беларуси.
Согласно нововведениям, конфисковывать будут в том числе транспортные средства, управляемые по доверенности или принадлежащие супругам. А это уже нарушение прав собственности других лиц, при этом все последствия наказания конфискации ощущает не пьяный водитель, а собственник автомобиля. Так кого же в таком случае наказывают?
Вдобавок, собственнику проблематично взыскать стоимость конфискованного автомобиля с такого водителя. Усложняется ситуация в случае, если автомобиль был служебным. Получается, что наказание во многих случаях будет направлено не на лицо, совершившее преступление, а напротив — будет нарушать законные права других граждан.
Остроты в эту непростую ситуацию добавляет еще один вопрос: куда пойдут доходы от продажи конфискованных транспортных средств? Ответ – в государственный бюджет. А дальше? Возможно, что средства пойдут на реализацию какой-нибудь программы против пьянства за рулем, а возможно, и на ремонт кабинетов в министерствах и т.д.
В итоге кто получает положительный эффект от такого наказания? Может быть, и общество, но не ясно, каким образом, ведь в Беларуси запрещен общественный контроль, и это общество банально не может проконтролировать эффективное использование средств. А учитывая проблему с коррупцией, которая обострилась в последнее время в Беларуси (см. следующий раздел), есть вероятность того, что средства могут пойти и на совершенно другие, совсем не общественнополезные цели.
Лечение. Следовало бы по-настоящему задуматься об эффективности и последствиях внедрения такой меры, как конфискация автомобилей, перед тем, как ее реализовывать на практике.
Отделение социологии
Анамнез. Коррупция в Беларуси все никак не унимается. Вот и президент на прошедшей неделе, проводя очередные кадровые назначения, снова предостерег своих чиновников от использования служебных полномочий в личных целях.
А повод для опасения у главы государства есть. По данным официальной статистики, в этом году коррупционных преступлений в стране было совершено на 13,2% больше, чем в первом полугодии 2012 г. Всего же в 2013г. был доказан 1401 факт незаконного распоряжения своей властью разных должностных лиц.
Среди всех регионов республики самой коррумпированной оказалась Гомельская область. Здесь было зарегистрировано 307 преступлений. Но еще более впечатляет следующая цифра: по сравнению с прошлым годом, этот показатель вырос на 41%. Также почти в 2 раза участились случаи коррупции и в Брестском регионе. А вот минские чиновники по официальной статистике стали честнее! За год количество коррупционных преступлений на Минщине снизилось на 30%.
Диагноз. Стоить заметить, что на бумаге наше государство уже давно ведет усиленную борьбу с коррупцией. Например, в 2011 г. был ужесточен закон «О борьбе с коррупцией», каждые два года принимается новая программа по противодействию этой проблеме. А в нынешнем году правоохранительные органы решили еще больше активизировать работу по выявлению коррупционных нарушений.
Тут можно вспомнить возбужденные уголовные дела в отношении генеральных директоров Минского мясокомбината, Могилевводстроя и Миноблгаза, главы администрации Советского района и замглавы администрации Центрального района города Минска, заместителя председателя Жодинского горисполкома и зампредседателей нескольких райисполкомов… Этот список можно продолжать и продолжать.
Но это всего лишь видимая верхушка айсберга. Количество регистрируемых нарушений закона может свидетельствовать только о качестве и эффективности работы правоохранительных органов, но никак не об общем уровне коррупции в стране.
Сколько нераскрытых коррупционных преступлений приходится на одно раскрытое, никто доподлинно не знает. Известно только, что Беларусь в 2012 г. в «Индексе восприятия коррупции» заняла 123 место из 174 возможных.
Лечение. Коррупцию, как и любое заболевание, необходимо лечить. Вопрос — как? Сейчас государство бросает все силы на борьбу с симптомами. Хотя для того, чтобы раз и навсегда победить заболевание, необходимо устранить его причины.
Пока в руках у чиновников, распорядителей чужого, будет много денег и власти — они будут пользоваться этим в личных целях. Это закон природы.
Отделение культуры
Анамнез. Подведен итог растянувшегося более чем на два года главного судебного процесса для сферы культуры: суда над модельером Сашей Варламовым. 23 июля судья огласила приговор — пять лет ограничения свободы без направления в исправительную колонию открытого типа с конфискацией имущества и запретом занимать должности, связанные с организационно-распорядительной деятельностью, сроком на два года. Варламов освобожден из-под стражи прямо в зале суда.
Годы, проведенные в СИЗО, ему засчитали в срок вдвойне, так что находиться под домашним арестом модельеру фактически придется меньше года. А еще Саша Варламов должен будет заплатить много денег разным людям и организациям, и больше всего — БГУ: более Br2,3 млрд.
Отвечая на вопрос, была ли политическая составляющая в его деле, Варламов после некоторой паузы заявил: «Меня поставили на место — этого достаточно».
Диагноз. Как я уже неоднократно подчеркивал, суд над Сашей Варламовым — это типичный пример формального применения законов без оглядки на то, что по сути произошло, и на последствия для сферы культуры.
Как признает сам модельер, он заботился о создании хорошего культурного продукта в сфере моды, а не о финансах. После суда Варламов еще раз повторил, что «не является ни экономистом, ни бухгалтером, поэтому не вникал в этот аспект проекта». Да, с формальной точки зрения его можно за это наказать вот таким образом, однако неужели для сферы культуры будет лучше, если руководящие посты в ней займут люди, концентрирующиеся на финансовых документах и ставящие культуру на последнее место?
Что касается политической составляющей процесса, то с публичной стороны все выглядело так. 7 мая 2011 г., на закрытии ХХ «Мельницы моды», Саша Варламов публично выступил с обращением к Лукашенко. Модельер объявил, что «не занимается политикой, а только дизайном одежды», при этом фестиваль хотят закрыть, «Министерство образования требует поставить меня на место, не дает ни жить, ни работать», а зарплату Саше Варламову не платят 12 лет. И модельер был услышан: уже через 10 дней на него было заведено уголовное дело.
Действительно, власти замечательно показали, что после таких публичных обращений человека легко «поставят на место».
Лечение. Банально, но закон должен быть для человека, а не человек — для закона. Раз существующее законодательство создает в сфере моды такие вот ситуации, то его необходимо реформировать таким образом, чтобы модельеры могли работать, а не попадать за решетку.