18 декабря Александр Лукашенкоотправился по приглашению Владимира Путина в Сочи — формально для инспекции олимпийских объектов, но ежу понятно, что главные темы — совсем другие. Кремлю нужны евразийская интеграция и белорусские активы, а президент синеокой республики озабочен банальным поиском денег для поплывшей, как некогда соперники Виталия Кличко на ринге, экономики.
Возможно, Лукашенко задержится у восточных соседей до намеченных на 24-25 декабря в Москве заседаний Высшего евразийского экономического совета и Высшего госсовета Союзного государства.
Янукович научился получать «газ в обмен на поцелуи»
И если белорусскому президенту, у которого финансы поют романсы, еще предстоит неблагодарный торг с Кремлем, то Виктор Янукович накануне вернулся в Киев если не с триумфом, то и не спустыми руками. Москва на треть снижает цену на газ для Украины, дает 15 миллиардов долларов в форме покупки ее еврооблигаций.
При этом, как поспешил заверить Путин, вопрос о вхождении Украины в Таможенный союз (ТС) не обсуждался. На фоне Майдана иной озвученный итог поездки в Москву был бы немедленным политическим приговором для украинского президента.
Таким образом, тот и с Брюсселем продолжает торг (подписание соглашения об ассоциации с ЕС, возможно в урезанном виде, остается вполне вероятным в ближайшие месяцы), и у Москвы «перехватил до получки». При этом в ТС Украина вряд ли пойдет.
Как иронизируют комментаторы в Минске, Янукович ловко перенял у Лукашенко тактику «газ в обмен на поцелуи». И добавляют: белорусскому руководству сейчас хоть ты организуй Площадь из переодетых силовиков, чтобы впечатлить Москву да раскрутить ее на пряники за то, что здешняя власть не дает стране уйти в проклятое западное буржуинство.
Шутки шутками, но минский обозреватель-международник Андрей Федоров почти не сомневается, что Лукашенко «ощутил некую ревность», когда украинский коллега сорвал куш в Москве.
Белорусский президент, конечно, вряд ли станет вслух пенять по этому поводу Путину, заметил аналитик в комментарии для Naviny.by. Напротив, предполагает он, скорее прозвучат фальшивые фразы о том, как, мол, здорово, что одумалась и пошла на сближение славянская сестра Украина.
Но на душе у Лукашенко, пожалуй, будут скрести кошки, считает Федоров: «Ведь у самой России не лучшая экономическая ситуация, и если та что-то дает Украине, то, скорее всего, меньше перепадет Беларуси».
Обозреватель также не думает, что Минск рискнет пугать Москву поворотом на Запад. Но вместе с тем, прогнозирует Федоров, белорусское руководство «будет пробовать найти с Западом общий язык».
Минск от Москвы не уйдет, но не против разрядки с Западом
Со своей стороны, политолог Юрий Чаусов считает, что процесс выработки некой дорожной карты нормализации отношений с Евросоюзом и Вашингтоном де-факто, скорее всего, уже идет. В Минске прогнозировали, что Москва окажет Януковичу подобного рода поддержку, это «не стало для белорусских властей неожиданностью», сказал аналитик в комментарии для Naviny.by.
Он напомнил ряд событий последнего времени. Так, министр иностранных дел Владимир Макей заявил в конце ноября на вильнюсском саммите, что Минск «не застрахован» от более тесных отношений с ЕС. Также в кулуарах саммита, как стало теперь известно, состоялась конфиденциальная встреча Макея с польским коллегой Радославом Сикорским. Наконец, глава белорусской дипломатии сотворил в Вильнюсе маленькую сенсацию, заявив о готовности его страны начать с ЕС переговоры об упрощении визового режима.
Наконец, напоминает Чаусов, сам Лукашенко сделал недавно демонстративный вербальный реверанс в сторону оппозиции, которую обычно именует «пятой колонной» и «отморозками»: «Наши альтернативные политики, назовем их так, не будем обижать их покровителей за рубежом…».
А 16 декабря, принимая верительные грамоты у послов, глава государства заявил европейским дипломатам: «Мы готовы на любые шаги в плане нормализации наших отношений».
Правда, Лукашенко не был бы самим собой, если бы не добавил, что мяч на стороне ЕС. Тем не менее, финансовые нужды толкают Минск к разрядке в отношениях с Западом, полагает Чаусов. И теперь, вероятно, закулисно определяется последовательность взаимных шагов. Политолог не исключает, что в их числе может быть и растянутое во времени освобождение политзаключенных.
Не исключает этого и Андрей Федоров, хотя подчеркивает, что здесь может стать тормозом «гордыня» официального лидера, так как прямой и непосредственной угрозы политической стабильности эти люди по выходе на свободу не представляют.
Россия консервирует отсталость Украины и Беларуси
Остается вопрос, а зачем Москва сорит деньгами, поддерживая политического банкрота Януковича, все равно не способного, похоже, привести свою страну в ТС. В лучшем, с точки зрения российской геополитики, случае ситуация на Украине теперь законсервируется, зависнет.
По мнению Чаусова, с точки зрения Кремля поддержка доставшейся Украине от Советского Союза промышленности имеет смысл в том плане, что сужает для Киева возможности внешнеполитического лавирования.
Если разобраться, то и для Беларуси свинцовыми гирями на ногах стали гиганты советской индустрии. Без реформ западный капитал в них вкладываться не станет, а вот Москва хоть сегодня готова прибрать к рукам. Москва напоминает Минску о пяти так называемых интеграционных проектах, грозящих, по мнению ряда обозревателей, сдачей крупных активов (МАЗ, Минский завод колесных тягачей и другие) российскому капиталу.
17 декабря на заседании белоруского Совмина вице-премьер Владимир Семашко доложил, что в первой половине будущего года может быть создан холдинг МАЗа и КамАЗа, а также — что есть договоренность о продаже российскому инвестору пакета акций МЗКТ.
Впрочем, комментаторы не исключают, что эти заявления — лишь пыль в глаза накануне важных переговоров Лукашенко с Путиным: вот, процесс идет, вы уж не поскупитесь на предоплату.
Да, тяжка доля просителя. Хоть ты и впрямь устрой карнавальную «Плошчу» из переодетых служивых. Все эти майданы-площади каждый раз сильно впечатляют Москву, которая панически боится сжатия геополитического кольца по своему периметру. И платит, пока есть нефтедоллары.