Устойчивый двузначный (если мерить процентами в год) рост доходов населения Беларуси навсегда остался в прошлом. Но массовым сознанием и политической элитой страны эта истина еще только начинает усваиваться.
14 января премьер-министр Михаил Мясникович на заседании президиума Совета министров озвучил приоритеты работы белорусской экономики в 2014 году. Ограничусь одной цитатой: «Главными задачами на текущий год являются сбалансированный экономический рост и эффективность».
Среди независимых экспертов возникли, однако, сомнения насчет наличия у правительства высочайшего разрешения на реализацию подобных приоритетов. Легко, мол, Мясниковичу быть смелым, но не ему избираться. О каком сбалансированном экономическом росте можно вести речь в преддверии очередных президентских выборов? Электорат жаждет хлеба и зрелищ, а сбалансированный рост подразумевает как минимум отказ от двузначных темпов наращивания доходов населения.
Короче, для реализации декларированных приоритетов требуется политическое решение, но подобного рода решения в Беларуси принимает один человек, а на политического самоубийцу он не похож.
Глава государства признал правоту оппонентов
В октябре я высказал предположение, что политическое решение, позволившее правительству приступить к разработке и реализации стратегии сбалансированного роста, в Беларуси уже принято. Более того, продекларированная стратегия является неотъемлемой частью спецоперации «Президентские выборы-2015».
«Возможно, свидетелями первого этапа спецоперации «Президентские выборы-2015» мы сегодня и являемся. Чем он принципиально отличается от того, что мы наблюдали в 2000, 2005 и 2009 годах? С моей точки зрения, отсутствием у власти достаточного количества ресурсов, для того чтобы в оставшееся до выборов время продолжать увеличивать доходы населения и удерживать при этом финансовую систему от обвала.
В экономике накопились слишком большие дисбалансы, в результате которых власть оказалась в состоянии цугцванга. Поэтому вполне логично в качестве основной задачи на 2014 год было бы запланировать комплекс мероприятий по ликвидации дисбалансов. Сделать это можно только путем жесточайшей (любимое слово Лукашенко) экономии».
Практика — критерий истины. После публикации статьи прошло три месяца, поэтому предлагаю обратиться к фактам.
С сентября в Беларуси началось снижение реальной заработной платы. Как к этому отнесся тот, кто наделен у нас монопольным правом на принятие политических решений? Он возмутился, призвал правительство к ответу?
Нет, 21 января, общаясь с руководителями крупнейших белорусских СМИ, Александр Лукашенко признал правоту своих оппонентов: «…И тут я согласен с некоторыми так называемыми оппозиционными средствами массовой информации. Они талдычат одно и то же из года в год, но в этом году попали в точку, ставя передо мной вопрос: как так — стали работать хуже, а заработная плата выросла?».
Развитие без развития
Свои предположения по поводу предстоящего снижения рейтинга Александра Лукашенко я выстраивал, опираясь на проект прогноза социально-экономического развития, рассмотренный на президиуме Совмина 22 октября. В последний день 2013 года окончательный вариант прогноза был утвержден президентом. Авторы прогноза уверены, что запланированный на 2014 год рост ВВП (3,3%) «позволит обеспечить качественный уровень жизни населения».
Следует обратить внимание, что речь идет об обеспечении качественного уровня жизни населения, а не о его росте. И глава государства с такой формулировкой согласился. Что касается реальных доходов населения, то потолок их роста на текущий год ограничен скромными по белорусским меркам тремя процентами.
Поэтому не следует удивляться, что претензии главы государства к правительству в январе свелись исключительно к требованию: «Деньги давайте». После чего неизменно следовал упрек: «Вы же мне обещали».
Дефицитом денег следует объяснить и сжатие модернизационного фронта в точку. Об этом Лукашенко в очередной раз напомнил 28 января во время совещания о состоянии и развитии потребкооперации Беларуси: «Подчеркиваю, провести точечную модернизацию. Поскольку идти всем фронтом у вас просто нет ни сил, ни возможностей, ни денег».
Последнее предложение следует воспринимать в качестве промежуточного итога двадцатилетнего развития белорусской социально-экономической модели.
Трудно удержаться, чтобы не привести ключевую цитату из выступления Лукашенко на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов в марте 2002 года: «Да, «белорусская модель развития» или «белорусский путь развития» объективно существует. Все, что сегодня мы имеем в экономике, в социальной и других сферах, результат того, что мы все эти годы шли своим путем, мы жили своим умом. Мы не слушали «докторов» из Международного валютного фонда, прописывающих лекарства, которые опаснее самой болезни».
Кто бы спорил. Сами. Всё сами. И такая самостоятельность пользуется повышенным спросом в обществе. Если белорусов попросить сделать выбор между советским, европейским и особым путем развития, то особый путь окажется вне конкуренции (таблица 1).
Таблица 1.Каков, на ваш взгляд, должен быть исторический путь Беларуси?
вариант ответа
%
собственный, особый путь
46
общий путь европейской цивилизации
33
возвращение на советский путь
12
затрудняюсь ответить
9
НИСЭПИ, февраль 2013 года
Следует подчеркнуть: отсутствие у главного архитектора «белорусской модели развития» сил, возможностей и денег для… развития не означает, что жизненный цикл модели подошел к концу.
В конце-то концов, в мире существуют десятки так называемых развивающихся стран, главной характеристикой которых является полная неспособность к развитию.
Беларусь — европейский лидер по зарплатоемкости ВВП
К хорошему привыкают быстро. Мне уже неоднократно приходилось отмечать, что для среднестатистического белоруса стабильность означает двузначный рост личных доходов. На меньшее он не согласен.
Но «тучная пятилетка» (2004-2008 годы), когда среднегодовые темпы роста реальных доходов населения составляли 14,5%, навсегда осталась в прошлом. Массовым сознанием эта истина еще только начинает усваиваться. Не до конца она осознана и на верхних этажах властной вертикали. Отсюда попытки перехитрить реальность, не нарушая при этом экономические законы.
Но так не бывает. В 2012 году реальные доходы населения увеличились на 21%. В результате в I квартале 2013 года доля заработной платы в ВВП составила 54,9% и увеличилась по сравнению с I кварталом 2012 года на 10,1 пункта! Европа отдыхает. У Великобритании, лидера по зарплатоемкости ВВП среди стран Евросоюза, аналогичный показатель за 2012 год составил 45%.
Чем обернулся столь масштабный приступ социальной щедрости, надеюсь, понятно. Поэтому предлагаю вернуться к началу статьи: «Главными задачами на текущий год являются сбалансированный экономический рост и эффективность». Никакого противоречия между экономической логикой и логикой политического выживания архитектора «белорусской модели развития» в данном случае не просматривается.
Союз этих логик приведет к снижению электорального рейтинга Александра Лукашенко в 2014 году. Но это плановое снижение, и в полном соответствии с октябрьским прогнозом очередной опрос НИСЭПИ зафиксировал его в декабре (таблица 2).
Дальнейшая динамика рейтинга будет зависеть от способности правительства «обеспечить качественный уровень жизни населения». Количественный уровень, напомню, запланировано ограничить в текущем году тремя процентами.
Если правительство удержится в границах прогноза, то рейтинг будет снижаться плавно. Но не исключен и выход за границу прогноза, причем как в сторону повышения, так и в сторону понижения.
На спецоперацию «Президентские выборы-2015» оба отклонения повлияют негативно, так как повысят вероятность потери стабильности во время проведения избирательной кампании.
Об авторе
Сергей Николюк — аналитик, эксперт НИСЭПИ. В отличие от молодого поколения профессиональных политологов весьма скептически относится к западному гуманитарному наследию, будучи уверенным, что оно создано для описания иного типа общества. Отсюда склонность к цитированию российских авторов, в первую очередь социологов «Левада-центра».