Александра Лукашенко, в отличие от Владимира Путина, не пригласили в Нормандию на 70-летие «Дня Д». Но зато белорусский президент побывал там, куда не пригласили российского, — на инаугурации Петра Порошенко.
В Киеве руководитель Беларуси, получивший в свое время от политических недругов клеймо последнего диктатора Европы, оказался в одной компании с президентами Польши, Литвы, главой Европейского совета, высокопоставленными американцами. Можете морщиться, господа, но никуда не денетесь.
И хотя охрана Лукашенко, видимо, слегка обалдела от бесцеремонной атаки журналистов 7 июня в Киеве, сам официальный лидер северных соседей общался с прессой охотно, был в ударе. И даже побравировал собственным мрачноватым имиджем: «Напомню, что вы общаетесь сейчас с главным диктатором Европы».
Впрочем, бравада бравадой, а исподволь белорусский президент дает понять, что сомнительные лавры впору уже примерять российскому коллеге. Еще 28 марта в украинской программе «Шустер live» Лукашенко полушутя поведал о своем диалоге с Путиным: «Я ему сказал: сейчас ты уже меня переплюнул, и слава богу, что от меня отцепятся, может, на тебя все повесят. Он смеется, я смеюсь».
В каждой шутке есть доля шутки, однако при этом белорусский руководитель вполне серьезно снимает сливки с украинского кризиса.
На фоне агрессивной России авторитарная, но болотно-тихая Беларусь становится все меньшим раздражителем для европейцев. И у Минска есть шанс улучшить отношения с ЕС, США не за счет внутренней либерализации, а за счет геополитических маневров.
Точнее даже сказать, за счет риторики «и нашим и вашим». Потому что на практике Минск как минимум дважды за время острой фазы российско-украинского конфликта щелкнул каблуками перед Москвой. Сначала Беларусь дала аэродромы под дополнительное число российских самолетов, а потом проголосовала в ООН против резолюции о территориальной целостности Украины.
Слава богу, до российского вторжения на материковую Украину дело не дошло. Путин явно сменил тон, когда западные санкции тихо стали делать свое дело. Избрание Порошенко ослабило козыри кремлевской пропаганды, типа: в Киеве власть нелегитимная, правят фашисты и т.п.
Подороже продать геополитику
Да и во Франции Путина, полетевшего на 70-летие второго фронта, западники взяли в оборот, свели с Порошенко, выдавили относительно конструктивные заявления. Возможно, новости из Нормандии окончательно вдохновили Лукашенко на полет в украинскую столицу.
Там он позволил себе ряд довольно смелых, учитывая зависимость от Кремля, высказываний относительно Крыма, борьбы с террористами на юго-востоке Украины.
«Украина должна быть единым целостным государством и будет такой», — заявил, в частности, Лукашенко. Ненавязчиво подчеркнул: «Я всегда был за единство и целостность Украины» (видимо, в ООН белорусская делегация похулиганила без спроса).
Он также посоветовал украинцам, которых называл «мои родные люди», не терять Крым и уничтожать террористов. Правда, тут же добавил: «Но сначала разберитесь, кто террорист. А то поубиваете своих».
Так же тщательно Лукашенко (слывущий, в общем-то, невоздержанным на язык) старался уравновесить каждый свой проукраинский пассаж, демонстрируя порой чудеса словесной эквилибристики: чтобы и хозяевам понравиться, и перед Москвой, если что, оправдаться.
К украинской теме Лукашенко вернулся и в Минске 9 июня, когда давал интервью сербским СМИ. В частности, заявил, что «Украина никуда не денется» от сотрудничества с Евразийским союзом. Тоже косвенное оправдание своего визита в Киев: наводил мосты, агитировал за наше евразийство!
Сварить кашу (карамель) с Порошенко
Белорусских оппозиционеров приглашение «последнего диктатора» на инаугурацию Порошенко возмутило.
На самом деле новое украинское руководство, безусловно, знает специфику белорусского режима, цену риторике его руководителя и на сей счет вряд ли обманывается. Но для раздираемой сепаратизмом, противостоящей Кремлю Украины сейчас критически важны более-менее нормальные отношения с северным соседом, пусть там и не демократический рай.
В свою очередь, Лукашенко уверен, что сварит кашу с бизнесменом, кондитерским королем Порошенко — прагматиком, умеющим ладить, договариваться. Политика политикой, а обеим сторонам очень важна и экономическая составляющая.
В Киеве белорусский гость отметил, что до украинского кризиса товарооборот между двумя странами составлял 7 млрд. долларов, да и за последние месяцы снизился только на 3%. Лукашенко считает, что в ближайшую пятилетку товарооборот между нашими странами может достигнуть 15 млрд. долларов.
Добавим: у белорусской промышленности, в частности оборонной, есть шанс заполнить ниши, которые образовались из-за разрыва экономических связей между Украиной и Россией.
Понятно, что если бы Кремль пошел на вторжение в Украину, от белорусского балансирования не осталось бы и следа. Но Путин проиграл этот раунд, и в Минске вздохнули с облегчением. Почти удалось пройти между капельками в украинском вопросе.
Так что 7 июня в Киеве Лукашенко достаточно уверенно провозгласил: «Против Украины мы не воюем. Никаких сил против Украины в Беларуси не размещалось и не будет».
При том что ранее военные экперты указывали: тяжелые российские Су-27 на аэродромах в Бобруйске и Барановичах — острый меч на случай удара по Украине.
Живодерам-мародерам Беларусь не достанется
Сейчас СМИ спекулируют на теме, станет ли Порошенко адвокатом Лукашенко в Европе. Ранее ту же роль пытались вменить Виктору Ющенко.
Что тут сказать? Во-первых, нынешнему украинскому президенту больше и забот нет, кроме как вводить в Европу «последнего диктатора». Сейчас он все бросит…
Во-вторых, никакие адвокаты Минску в принципе не нужны, достаточно выпустить нескольких политзаключенных — и уставшая от бесплодных попыток разгрызть белорусский орешек Европа с легкой душой пойдет на развитие отношений.
Но белорусский руководитель сделал выбор в пользу Евразийского союза под патронажем нынешнего мирового enfant terrible Путина. И не потому, что действительно верит в фантастические перспективы ЕАЭС. Там предстоит драться за каждый баррель дешевой нефти и велика опасность загнивания всей интеграционной тройки.
Однако Запад ментально чужд Лукашенко. Разморозить отношения, конечно, не грех, чтобы ездить на светские мероприятия не только в Киев, но и позападнее. Ну, еще технологиями там разжиться и все такое.
А вот дорожная карта реформ, особенно политических, которая так или иначе всплывет по ходу европейского дрейфа, белорусского президента нисколько не греет. Но об этом открытым текстом он не скажет.
Сербским журналистам Лукашенко пояснил: «Для меня гораздо важнее, я часто об этом говорю, чтобы молодая мама вышла поздно вечером и вывезла на колясочке своего ребенка, не боясь того, что какие-то мародеры-живодеры ее остановят и будут издеваться. Чтобы нормально жили семьи, чтобы рожали детей. Для меня это важнее, нежели поехать в Евросоюз и там поулыбаться друг другу».
Ну вы же понимаете, это только в Евразийском союзе мамы с колясками безмятежны, а западнее Буга живодеры-мародеры просто табунами шастают, младенцев на завтрак кушают. И нынешний гарант, пока жив, свой народ в этот ад не пустит.
Так что Порошенко по поводу адвокатства может не париться.