Правозащитник: Неэтично ставить вопрос смертной казни на референдум
13.10.2014 19:20
—
Новости Политики
|
Готовы ли белорусы к отмене смертной казни? Должен ли этот вопрос решаться большинством? Почему общество должно содержать за свой счет убийц? Как прошла – Сложный вопрос. Я считаю, что ни одно общество в мире не могло быть полностью готово к отмене смертной казни, потому что этот вопрос лежит в эмоциональной плоскости. И если сегодня показать фильм о фактах педофилии, ужасном убийстве или о чем-то еще, то весы наклонятся в одну сторону. Когда у нас было резонансное дело с – А белорусское государство, суды, пенитенциарная система психологически сегодня готовы к отмене смертной казни? – Если говорить про суды, пенитенциарную систему, то насколько она открыта или готова, говорить невозможно. Мне кажется, она много к чему не готова, ко многим переменам, которые ее ожидают. Но я думаю, если ввести мораторий, то, по большому счету, готовность пенитенциарной системы не была бы основным фактором. Возможно, руководство нашего государства не готово к принятию, в том числе, непопулярных решений. Хотя, на мой взгляд, тут должно быть именно политическое решение руководства страны, даже если оно непопулярно. И примером тому может быть Франция, в которой большинство проголосовало за смертную казнь, но гильотина была остановлена. – Андрей, вы демократ по внутренним убеждениям? – В определенной степени, да. – Что вы ответите тем вашим оппонентам, которые говорят, что отмена смертной казни в Беларуси – шаг антидемократический, поскольку противоречит мнению большинства? – Вот тут нужно говорить о том, что такое демократия. Это власть большинства, но ограниченная моментами, которые связаны с меньшинством. И здесь, как мне кажется, мнение меньшинства обязательно должно учитываться. Демократия не выглядит таким образом: давайте проголосуем и просто убьем этого человека, потому что большинство так проголосовало. Есть другие подходы и принципы. Есть гуманистические подходы, потому что та же смертная казнь делает общество более жестоким и никаким образом не влияет на профилактику преступности. Она не является сдерживающим фактором. – Правильно ли я вас понимаю, в определенных моментах власть должна действовать, как того хочет народ, а в некоторых – нет? – Как я и говорю, этот вопрос нужно рассматривать с точки зрения разных принципов и подходов. Никто не выставлял вопрос трехкратной девальвации на референдум, и я уверен, что большинство не было бы за. Так или нет? Я сейчас не смешиваю вопросы смертной казни и экономику – это разные вещи. Я говорю о том, что много по каким вопросам власть ничего не спрашивает у людей. – И вы за то, чтобы круг этих вопросов расширился еще и за счет смертной казни? – Я за то, чтобы смертная казнь в нашей стране была отменена. – Даже вопреки мнению общества? – Не вопреки. Еще раз скажу, вопрос смертной казни лежит в очень серьезной эмоциональной плоскости. И если средства массовой информации будут более доступны для противников смертной казни, это могло бы очень серьезно повлиять на мнение людей. И вообще считаю, что вопрос смертной казни неэтично выставлять на референдум. Это мое мнение. – А почему? – Потому что это вопрос жизни. Не мы даем жизнь, не государство ее дает. И не мы должны каким-то голосованием, каким-то решением большинства забирать жизнь у человека. Если говорить про людей, которые приговариваются к смертной казни, то часто это люди из асоциального окружения. Мы не говорим, что они белые и пушистые. Чаще всего, это действительно убийцы, которые совершили очень серьезные преступления. Тем не менее, нужно смотреть, откуда корни растут. А корни растут из этого самого общества, которое потом таким хирургическим путем решает проблему и даже не задумывается про нее: давайте этого расстреляем, потому что он это сделал. Вы спрашивали о пенитенциарной системе, которая должна исправлять. Давайте посмотрим, насколько это система исправляет тех, кто курицу или мешок картошки украл, как много из них туда возвращается. Если будет работать пенитенциарная система с тем, чтобы даже люди, которые на долгие сроки лишения свободы, или на пожизненное, и с ним будут работать, тогда общество не будет бояться, что "он может выйти и еще что-то сделать". Это значит, что нет веры в государственные органы. Так, а для чего тогда эта система, раз она не может исправлять – только для наказания, изоляции, а потом выпускать еще худших людей. – Что вы отвечаете тем сторонникам сохранения смертной казни, которые спрашивают, почему общество должно содержать маньяков? Почему родственник жертвы должен кормить убийцу? – По поводу материального аспекта. Мы проводили конкурс эссе, и один студент написал небольшой текст, где подсчитал, сколько денег необходимо, чтобы содержать тех немногочисленных приговоренных к смертной казни. Это просто мизерные деньги, с экономической точки зрения. А с точки зрения морали, так государство много денег выделяет на содержание людей с инвалидностью и пенсионеров. Если мы будем рассматривать этот вопрос в такой плоскости, мы можем прийти к тому, что есть люди, которые полезны обществу, которые работают и платят налоги. А есть не совсем полезные для общества люди, потому что они не платят налоги, или совершили какую-то ошибку в жизни, или какое-то серьезное преступление, значит, их содержать не надо. – Простите, но ставить в один ряд пенсионеров и серийных убийц, это если не манипуляция, то не совсем корректное обобщение. Пенсионеры не шли на сознательное нарушение норм этого общества, они не представляют для него угрозу… – Чтобы вы понимали, я не обобщал и не ставил в один ряд. Я просто провел логику, к которой мы можем прийти, когда мы говорим, что кто-то нужен, а кто-то не нужен. Нам не нужно просто отделять этих людей (приговоренных к смерти) от всего общества. Они являются, по большому счету, тем же самым обществом. И то, что они стали такими, это, в том числе, вина каждого из нас. Не нужно спихивать с себя долю ответственности. Многие говорят, вот, государство убивает. Да не государство убивает. "Именем Республики Беларусь", от имени каждого из нас. Кто эти люди, которые приводят смертные приговоры в исполнение? Они ездят с нами в общественном транспорте каждый день. Что они говорят своим семьям? Нас этот вопрос тоже беспокоил, мы даже специальный мультфильм сняли на эту тему. Я встречался с Олегом Алкаевым, руководителем расстрельной команды, который имел отношение к 134 приведениям в исполнение смертных приговоров. И он говорил, насколько это разрушает личность. Когда задаешь людям вопрос "а вот вы сами готовы были бы?", кто-то в порыве эмоций говорит "да", но большинство говорит: нет, для этого есть вон там специальные люди, которым мы платим деньги с налогов, чтобы они убивали других.
– Кто организовал "Неделю против смертной казни" в Беларуси? – Это уже традиционная акция или комплекс мероприятий, простите за чиновничий язык. Первая такая "неделя" прошла "Неделя" проводится в рамках кампании "Правозащитники против смертной казни", которая была организована в 2010 году правозащитным центром "Весна", Белорусским Хельсинкским комитетом и Amnesty International. – Тот факт, что Верховный суд – Да, это факт, что правозащитный центр "Весна" лишили регистрации. Но есть и тот факт, что Комитет ООН по правам человека признал, что это было сделано с нарушением права на ассоциацию. Достаточно посмотреть на уровень гостей, которые участвовали в наших мероприятиях. Например, – А что за мероприятия вы проводили? – Во-первых, мероприятия проходили не только в Минске, но и в регионах: в Бобруйске, Барановичах, Мозыре, Речице, Молодечно, Могилеве, Гродно, Гомеле. Формат разный: раздача материалов, подача заявок на пикеты, показы фильмов и мультфильмов, дискуссии. В Гомеле, например, было организовано В Минске была выставка плакатов, которые называются "Шесть аргументов против смертной казни". Их нарисовал художник Олег Аблажей из Вильнюса. Мы снимаем серию видеороликов с таким же названием, сейчас уже снято четыре, над двумя идет работа. Была фотовыставка – В Палате представителей есть рабочая группа по изучению вопроса смертной казни. Вы сотрудничаете с ней? – В определенной степени – да, ведем диалог. Например, мы с господином Самосейко (глава рабочей группы. – TUT.BY) встречались на презентации доклада по результатам социсследования на тему смертной казни, которое проводила компания SATIO. Ведем дискуссии и с другими депутатами парламента. Они все как мантру повторяют, что вопрос смертной казни – это вопрос времени. Спрашиваешь: "А когда?" – они не отвечают. – То есть власти вам не мешают проводить "неделю"? – Нет, не мешают. Мне кажется, что это показатель, что этот вопрос волнует и власть. Возможно, опросы, которые показывают, что очень много людей выступает за смертную казнь, в том числе, мешают властям решить эту проблему. – Вы считаете "неделю" результативной? – Да. – А в чем ее результат? – Мы с вами много говорили про общество, что большинство выступает за смертную казнь. Я считаю, что это происходит, потому что людям – То есть ваша цель – резонанс? – Нет, наша цель – информирование. Нужно, чтобы у людей появлялось свое мнение. Но не через какой-нибудь там 25-й кадр, а через высказывание своих аргументов за и против. – Какие у вас планы? – Следующая "Неделя против смертной казни" будет с 5 по 10 октября 2015 года. Мы планируем проводить эти "недели" каждый год, пока смертная казнь не будет отменена. – А за этот год между "неделями" вы будете еще что-то делать? – Да, мы много что делаем. У нас много направлений. Например, мы ездим по регионам, устраиваем дискуссии, потому не только через СМИ, но и напрямую через разговоры многое можно донести до людей, ответить на их вопросы, в том числе, неудобные. Мы работаем с родственниками (приговоренных к смертной казни – TUT.BY). Помогаем готовить обращения в Комитет ООН по правам человека, помогаем людям обжаловать определенные нарушения своих прав на национальном уровне. Мы работаем с родственниками еще и в том смысле, что тем же Комитетом ООН по правам человека еще в 1999 году по делам "Ляшкевич против Беларуси" и "Бондаренко против Беларуси" было признано, что завеса секретности, которая существует вокруг смертной казни – невыдача тел, то, что не сообщается время и место захоронения – это бесчеловечное обращение с родственниками. И то время, которое они отбывают от вынесения смертного приговора до его исполнения, время, которое называется коридором смерти, – это тоже бесчеловечное обращение с родственниками. – Вы ощущаете какие-то изменения в мировоззрении белорусов в вопросе смертной казни в последние годы? – Я думаю, да. Сторонников отмены смертной казни становится больше.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Интервью TUT.BY с координатором "Недели против смертной казни" в Беларуси, правозащитником Андреем Полудой.
|
|