Совет безопасности Украины исключает возможность проведения повторных переговоров контактной группы в Минске.
«Минска-2 не будет. У нас есть Минск-1 и те договоренности, которые нужно выполнять, которые Украина исправно выполняет и не выполняют террористы», — заявил советник председателя СБУ Маркиян Лубкивский.
В свою очередь посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Дмитрий Кулеба отметил, что в МИД готовы продолжать трехсторонний формат переговоров, но только в части выполнения условий пакета договоренностей, которые подписали и обязались соблюдать боевики и Россия.
По словам Кулебы, террористы должны восстановить обмен пленными, придерживаться режима прекращения огня и передать контроль над границей силам АТО, сообщает БелаПАН со ссылкой на УНИАН. Напомним, ранее практически все стороны переговорного процесса признали, что минские договоренности не выполняются, обвиняя друг друга в их срыве.
Так, президент Украины Петр Порошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны 4 ноября заявил, что минские договоренности выполнялись только Украиной и ОБСЕ. Он отметил, что Украина была и остается твердым сторонником мирного разрешения конфликта на востоке, но, кроме ОБСЕ и Украины, другие подписанты минских договоренностей их не выполняют. «Это касается как режима прекращения огня, как создания буферной зоны, как четких обязательств немедленного освобождения всех заложников, отведения тяжелой артиллерии, перекрытия украинско-российской государственной границы и установления украинского контроля над этим участком границы. Ни по одному из этих направлений не было никакого прогресса», — заявил Порошенко.
В связи с последними сообщениями мониторинговой миссии организации об обстрелах и их жертвах в Донецке, а также появлении конвоя с тяжелым вооружением и танками на территории, контролируемой незаконными вооруженными группами», действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Швейцарии Дидье Буркхальтер 8 ноября призвал конфликтующие на востоке Украины стороны соблюдать минские договоренности. Он выразил глубокую озабоченность возобновлением насилия в восточных районах Украины и «действий, ведущих к большей хрупкости вместо дальнейшей стабилизации ситуации».
В свою очередь вице-премьер самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Андрей Пургин заявил, что минские соглашения не работают ни в одном из пунктов. Частично, отметил он, они работали по линии разграничения между Киевом и ополченцами, на трех четвертях территории которой действительно не шли боевые действия. «Все остальное почти не работало. То есть Украина прервала обмен. Украина не отвела тяжелое вооружение, продолжала обстреливать жилые кварталы и убивать мирных жителей. И Украина не приступила даже к разминированию тех минных полей и не передала документы на те минные поля, которые оставила на нашей территории. То есть по большому счету не работал ни один пункт из соглашений. Почему? Потому что вписано в функции контроля за ОБСЕ, которые этого контроля не имели», — заявил Пургин в интервью программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым» 8 ноября.
Он также добавил, что обмены пленными между силовиками и ополченцами были прерваны почти три недели назад. Также обмены были проведены накануне выборов в раду, которые, по мнению Пургина, были проведены лишь для того, «чтобы показать, что как бы Украина соблюдает минские соглашения». «Мы предлагаем сделать механизм с участием третьих лиц, например Российской Федерации, с тем чтобы иметь нормального контролера за выполнением минских договоренностей», — добавил Пургин.
Напомним, киевские власти и представители ополчения 5 сентября в Минске договорились о перемирии, обмене пленными и достигли ряда политических договоренностей, в частности об обязательстве Украины амнистировать ополченцев и принять закон об особом статусе ряда районов Донбасса. Противоборствующие стороны, в соответствии с подписанными соглашениями, остаются на занятых позициях. 19 сентября стороны подписали меморандум об исполнении положений протокола. В конце октября представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР сообщили, что в самое ближайшее время может состояться очередной раунд мирных переговоров.