Несмотря на внешнюю жесткость высказываний, прозвучавших из уст Александра Лукашенко с трибуны ООН, белорусское руководство будет продолжать попытки укрепить связи с Западом.
В отличие от двух предыдущих аналогичных посещений Нью-Йорка, на сей раз обошлось без неприятных неожиданностей и программа пребывания была выполнена полностью — Лукашенко принял участие в мероприятиях саммита по устойчивому развитию и в общей дискуссии на 70-й сессии Генеральной ассамблеи. Кроме того, состоялся ряд двусторонних встреч с лидерами других государств и иными высокопоставленными лицами.
Рецидив 90-х?
Априори было интересно, с какими тезисами на этот раз выйдет на трибуну ООН белорусский руководитель. В свете явно демонстрируемой в последние месяцы официальным Минском готовности идти на сближение с западным миром логично было бы ожидать, что тон высказываний не будет слишком жестким.
Однако эти предположения не оправдались. Напротив, риторика оказалась агрессивно антизападной, напомнив тем самым ситуацию второй половины девяностых годов прошлого века, когда белорусское руководство вело непримиримую вербальную борьбу с Североатлантическим альянсом.
Ныне лейтмотивом обеих речей в Нью-Йорке стало предъявление в очередной раз Западу, главным образом Соединенным Штатам, обвинений во вмешательстве во внутренние дела других государств посредством экспорта цветных революций. Дескать, в результате там произошла искусственная смена режимов и стабильные прежде страны «погрузились в хаос и анархию».
Риторику с трибуны ООН могут пропустить мимо ушей
Некоторые публицисты пришли к заключению, что неожиданный тон оратора стал следствием недавней белорусско-российской встречи в верхах в Сочи. Похожее рандеву состоялось накануне предыдущих президентских выборов в нашей стране, которые ознаменовались брутальными действиями властей 19 декабря 2010 года.
Возникла версия, что Москва сейчас, как и тогда, выкрутила «главному союзнику» руки, вынудив его отказаться от продолжения «оттепели» на западном направлении. В соответствии с этим выводом высказывается прогноз, что теперь уж точно на выделение Беларуси кредитов Международным валютным фондом рассчитывать не приходится.
Да, категорически исключать развитие событий по знакомому сценарию было бы чересчур оптимистично. Однако, как представляется, только на основании содержания нынешних заокеанских выступлений Лукашенко делать вывод о том, что они были написаны чуть ли не под диктовку из Кремля, тоже едва ли оправданно.
Прежде всего, вообще вряд ли следует придавать чрезмерно большое значение заявлениям глав тех государств, которые играют, мягко говоря, не слишком значительную роль на международной арене. Когда о каких-то намерениях говорит американский президент, интерес к его словам вполне объясним, так как великая держава обладает более или менее реальными возможностями для осуществления своих замыслов.
Главы же не самых влиятельных стран могут лишь в той или иной форме призывать к чему-либо. При этом далеко не факт, что к их призывам прислушаются.
Беларусь относится именно к таким государствам. Поэтому нет уверенности в том, что лидеры ведущих мировых держав отнесутся к резким заявлениям своего белорусского коллеги со всей серьезностью. Тем более что это был далеко не первый случай, когда он высказывал такого рода позицию.
Запад будет оценивать не по словам, а по делам
Трудно не согласиться с предположением, что глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей наверняка был ознакомлен с текстом выступлений своего шефа. Тем не менее, после проведенных в рамках Генассамблеи встреч с европейскими коллегами и с руководством Госдепартамента США, на которых обсуждалось текущее состояние отношений и перспективы их нормализации, Макей сообщил, что сегодня есть реальные шансы выстроить нормальные отношения.
Можно, конечно, допустить, что здесь имела место привычка дипломата делать хорошую мину при плохой игре, но не очень ясно, зачем это нужно, если Минск окончательно взял курс на восток. И уж совсем невероятной кажется гипотеза, что Лукашенко и Макей ведут собственную линию независимо друг от друга.
Правда, тогда напрашивается естественный вопрос, зачем надо было обрушиваться на Запад, если собираешься продолжать развивать с ним сотрудничество. Думается, здесь имело место желание лишний раз продемонстрировать своим единомышленникам во всем мире собственную «ненаклоняемость».
При этом, видимо, учитывалось, что риск невелик: поскольку Вашингтон и Брюссель все же в определенной степени заинтересованы в том, чтобы Беларусь не была инкорпорирована в Россию, то велика вероятность, что они не будут реагировать на эскапады.
Другое дело, если, например, на предстоящих 11 октября президентских выборах в Беларуси опять произойдут какие-нибудь эксцессы. То есть оценка со стороны Запада будет даваться не словам, но делам.
Вместе с тем, такая сдержанность вовсе не означает, что, скажем, тот же МВФ непременно выдаст вожделенный кредит. И если этого не произойдет, то причиной будет, скорее, не риторика, а отсутствие у руководства фонда убежденности, что белорусское правительство найдет наконец в себе силы приступить к давно обещанным реформам в экономике.