Белорусская «либерализация» (без кавычек тут нельзя) строго дозирована: на полмиллиметра, не больше. Вот, например, христианские демократы в шестой раз как фанера над Парижем пролетели с регистрацией. Печальный рекорд в духе Сизифа.
За неразрешенные акции нынче не хватают и не бьют, а гуманно штрафуют.
Впрочем, исход вполне предсказуемый для структуры, в которой персона № 1 — бывший политзаключенный Павел Северинец, который в последние месяцы исправно «светился» на несанкционированных акциях, в частности, когда оппозиция пыталась подтолкнуть к политическому протесту не довольных указом № 222 ипэшников.
Так же ожидаемо Министерство юстиции отказало в регистрации движения солидарности «Разам» — структуры, которая ассоциируется прежде всего с Вячеславом Сивчиком, закоренелым противником режима, бывшим политэмигрантом, демонстрирующим особый ораторский «жесткач» на митингах.
За неразрешенные митинги сейчас, к слову, не хватают и не бьют, а гуманно штрафуют. Это и есть тутошняя либерализация.
Лезешь в политику — могут сделать уголовником
В принципе, и христианские демократы, и Сивчик с соратниками, и правозащитники давно ликвидированной по суду «Вясны» все равно действуют. Но над ними висит дамокловым мечом статья 193-1 Уголовного кодекса, предусматривающая до двух лет лишения свободы за деятельность от имени незарегистрированной организации.
В последние годы по этой статье никого не сажали, хотя предупреждения и выносили. Однако стоит помнить, что она была принята перед выборами 2006 года на волне властных фобий по поводу оранжевой революции в пакете так называемых «поправок Сухоренко» (по фамилии тогдашнего председателя КГБ). И была тут же задействована против активистов незарегистрированной организации «Партнерство», пытавшихся организовать альтернативное наблюдение за выборами.
Всего же по статье 193-1 в 2006—2008 годах было осуждено 18 активистов. Так что оружие это острое, испытанное и готовое к применению, если для властей запахнет жареным.
А вот за Площадь 19 декабря 2010 года многих наказали, если помните, по уголовной статье о массовых беспорядках. Причем на одной скамье подсудимых как якобы участники сговора оказывались и люди, до того друг друга вообще не знавшие.
В этом случае право граждан на публичный протест, свободу манифестаций белорусские власти, использовав момент битья стекол и топтания нескольких кустов можжевельника у Дома правительства, «изящно» перевели в плоскость уголовки. Закон в очередной раз применили «по понятиям».
И потом доказывали Брюсселю и Вашингтону, что никаких политзаключенных в Беларуси нет, есть только уголовники. Что не помешало, впрочем, в нужный момент произвести чисто политический размен. Выпустив в августе прошлого года последних политических, включая Николая Статкевича, Минск с лагом в полгода был вознагражден снятием санкций.
В принципе, и Европа здесь в какой-то мере сыграла «по понятиям». В частности, микшировала требование реабилитации политзаключенных.
Пресса: самоцензура под когтистой лапой
Как кошка с мышкой играют власти и с сегментом негосударственных СМИ. Несколько раз их сильно придавливали когтистой лапой.
Например, перед выборами-2006 ряд газет издевательски выбросили из монополизированной государством системы распространения и назвали это чисто хозяйственным решением (невыгодно, мол). Редакциям пришлось нанимать разносчиков, рассылать тиражи по одному экземпляру в конвертах.
Ударила по независимой прессе и волна репрессий после выборов-2010, когда в редакции приходили с обысками, изымали компьютеры. Тогда же закрыли «Авторадио», рекламировавшее оппозиционных кандидатов Андрея Санникова и Владимира Некляева.
Теперь шокировать Европу обысками в редакциях, посадками журналистов нет нужды. Разве что фрилансеров периодически штрафуют. Традиционная печатная пресса маргинализирована, уцелевшие негосударственные издания в регионах стараются не раздражать вертикаль, минимизируют политическую тематику.
Власти долго ломали голову, как обуздать интернет-ресурсы. В итоге решили не вводить их регистрацию (слишком хлопотно), а просто дать Министерству информации карательный инструментарий, причем даже более суровый, чем в отношении бумажной прессы.
Поправки в закон о СМИ, действующие с прошлого года, позволяют министерству блокировать онлайн-медиа без суда и следствия, скажем, за публикацию информации, «которая способна нанести вред национальным интересам Республики Беларусь».
Министр информации Лилия Ананич сообщила во время онлайн-конференции на сайте БелТА, что в регулировании интернета ведомство ориентируется на обращения граждан и организаций. Да, но вот резонов самих редакций никто не выслушивает.
Недавно, например, как снег на голову предупреждения Мининформа свалились на nn.by и ej.by. В обоих случаях далеко не бесспорные выводы, что в публикациях имеет место дискредитация (соответственно — вооруженных сил и демографической политики государства) сделаны чиновниками ведомства.
Оно в подобных случаях, как отмечает руководитель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец, «берет на себя и роль суда, и роль исполнителя, причем даже не обращаясь к другой стороне — СМИ, интернет-ресурсам… Соответствующим конституции порядком было бы судебное рассмотрение информационных споров, где стороны находились бы в равных условиях».
Пока же законодательство о СМИ заточено, как видим, на игру в одни ворота. Иначе говоря, если на самом верху решат прижать какой-то ресурс, то оформить это — дело техники. Осознавая суровые реалии, в редакциях вынуждены включать самоцензуру (дозировка которой, правда, сильно разнится в зависимости от личной смелости редакторов).
Теперь вот в журналистском сообществе строят версии, за что конкретно могли показать горчичник политизированной, колючей «Нашай Ніве». Уж не за те ли публикации, что серьезно задевали главу Белтелерадиокомпании Геннадия Давыдько?
Законов до черта, правового государства нет
И отказ в регистрации партий, и штрафы за несанкционированные акции, и предупреждения редакциям, и посадки чиновников, бизнесменов («дело Чижа» — свежий пример, символ нового витка перетряхивания толстосумов) — все это делается со ссылкой на законы.
Но это отнюдь не означает, что в Беларуси работает правовое государство. Потому что, во-первых, многие законы составлены «по понятиям». Во-вторых, применяются они тоже во многих случаях «по понятиям»: выборочно, по отмашке сверху, исходя из политической или другой целесообразности для тех, кто рулит страной.
Это целиком относится и к избирательному законодательству. Сейчас вот заявлено, что до сентябрьских парламентских выборов менять его не будут, мало времени. Лучше бы, конечно, поменяли с учетом пожеланий БДИПЧ ОБСЕ. Впрочем, даже независимые эксперты говорят, что при наличии политической воли честные, прозрачные выборы вполне можно провести и по нынешнему Избирательному кодексу.
С другой стороны, его изменение не гарантирует демократизации де-факто. Например, в свое время по настоянию Запада ввели норму, что в избиркомах треть должны составлять представители партий и общественных организаций. И что мы видим? Оппозицию все равно почти не пускают, комиссии комплектуют из своих людей — представителей бутафорских провластных структур. Формально все по закону, по сути — издевательство.
Да, а партии у нас не регистрируются аж с 2000 года. Причем каждый отказ аккуратно мотивируется юридически: мол, вот такие и такие мелочи неправильно оформлены. С ума сойти: за 16 лет никто не смог сносно составить бумаги!
В то же время секретом полишинеля является то, что на выборах 2010, 2015 годов власти регистрировали некоторых кандидатов в президенты, закрывая глаза на липовые подписи за выдвижение, потому что надо было заполучить спарринг-партнеров для Александра Лукашенко, создать видимость конкуренции или распылить силы оппозиции.
В итоге западникам, привыкшим к тому, что закон есть закон, часто бывает трудно дискутировать с поднаторевшими в демагогии, закулисных играх белорусскими чиновниками. Да и время сейчас такое, что особо давить на Минск Брюссель не хочет. Напротив, суть его стратегии — максимально ангажировать режим в европейский контекст, играя на различии интересов Лукашенко и Кремля.
Я бы не стал категорично утверждать, что такая стратегия вовсе лишена смысла. Тем более что выбор у западников невелик. Но при этом им стоит четко осознавать, что и на международной арене, и внутри страны белорусские власти действуют сугубо «по понятиям», даже когда ссылаются на законы.
Законов у нас до черта и больше, только вот правовым государством и не пахнет.