Эксперт: новые тарифы на транзит – тяжелая артиллерия "газовой войны"
04.10.2016 18:58
—
Новости Политики
|
Елена Ольшанская, Sputnik.Постановлением МАРТ от 28 сентября 2016 года тарифы на транзит российской нефти по территории Беларуси с 11 октября повышаются в среднем на 50%. Между тем, Москва и Минск продолжают переговоры об условиях поставок российского газа в Беларусь. Несмотря на то, что стороны уже несколько раз заявляли о достижении компромисса, точка в переговорах пока не поставлена, окончательной цены на газ на 2016 год и новой формулы для 2017 года пока нет. В игру вступила тяжелая артиллерияО том, что постановлением МАРТ Беларусь нарушила сложившуюся белорусско-российскую методику формирования тарифов на транзит нефти, уже заявили "Транснефть", ФАС и Минэнерго РФ. Российские ведомства не исключают судебного иска, но пока намерены консультироваться. Известный белорусский эксперт нефтяного рынка Татьяна Маненок считает, что решение о повышении тарифов, принятое Минском в одностороннем порядке, можно расценивать как новый аргумент в газовых переговорах и своеобразный ответ на ограничение Россией поставок нефти в Беларусь. "Отчаявшись добиться компромиссного решения по цене на газ, официальный Минск готов на отчаянные шаги — по сути, поставить крест на достигнутых договоренностях по условиям повышения тарифной ставки на транзит российской нефти, достигнутых с таким трудом в январе 2010 года", — заявила Маненок в беседе со Sputnik. Она напомнила, что тогда после долгих споров стороны наконец смогли подписать методику расчета стоимости транзита. С тех пор стороны ежегодно по утвержденному протоколу согласуют новые тарифы, которые вступают в действие с 1 февраля. Если договориться по величине тарифов не удалось, Беларусь может повышать их на уровень среднегодовой инфляции плюс максимум 0,03%. Пересматривать тарифы вне плана стороны могут только при существенном изменении условий хозяйственной деятельности организаций трубопроводного транспорта Беларуси. Последний раз тарифы на транзит нефти по Беларуси индексировались в предусмотренном методикой порядке с 1 февраля 2016 года. Не только газовые, но и нефтяныеМаненок отмечает, что нынешний нефтяной конфликт "пока носит гораздо более мягкий характер". Предыдущие конфликты имели гораздо более серьезные последствия для обеих сторон. Ежегодными были нефтяные споры начиная с 2006 года, когда Россия объявила об отмене с 2007 года льготного налогообложения экспорта нефти в Беларусь. Переговоры о льготах успехом не увенчались, и с 2007 года Минск был обязан платить 100% российской пошлины на сырую нефть, поставляемую в республику. В ответ на это Минск пошел на введение пошлины за транзит российской нефти, Гомельская таможня составила протокол на главу "Транснефти" за неуплату пошлин и вызвала его в суд. Через несколько дней транзит нефти через Беларусь был остановлен, формальным поводом стало обвинение со "Транснефти" в том, что Минск ведет несанкционированный отбор нефти. Закрытым нефтяной вентиль оставался три дня, однако никто из западных потребителей серьезно не пострадал. Под давлением проблем на внутреннем рынке и в связи с угрозой потерять российский рынок белорусские власти были вынуждены пойти на уступки. Пошлина была отменена, и уже 11 января "Транснефть" в полном объеме возобновила транзит. Но определенных льгот Беларусь все же добилась: получила квоту на беспошлинный экспорт нефти и возрастающий с каждым годом — до конца 2010 года — коэффициент к российской пошлине на нефть. Стоила ли игра свеч? С ответом на этот вопрос белорусские эксперты до сих пор затрудняются. Минску удалось монетизировать выгоды, но репутация оказалась подпорчена. Это не выгодно ни одной из сторонМаненок считает, что возникший конфликт и его обострение не выгодно ни России, ни Беларуси. Хотя, признает эксперт, у Минска гораздо меньше возможностей и рычагов отстаивать свою позицию. "В сегодняшнем нефтегазовом обострении отношений ближайших союзников у России гораздо больше козырей, чем у Беларуси. Прежде всего, сегодня РФ имеет профицит мощностей по поставкам нефти на экспорт. Другое дело, что быстро переориентировать белорусский транзит нефти — а это более 50 миллионов тонн нефти в год — на другие логистические направления российским нефтяным компаниям, у которых заключены долгосрочные договоры с европейскими потребителями, сегодня практически невозможно", — подчеркнула Маненок. По ее словам, белорусский маршрут транзита нефти в Европу самый короткий, и "перекрытая труба" значит для "Транснефти" не только финансовые, но и имиджевые потери. "Для Беларуси нефтяной конфликт с Россией тоже невыгоден. Следует отметить, что реальной альтернативы поставкам российской нефти у Беларуси на данный момент нет. Кроме того, объявленный Россией секвестр поставок нефти в этом году создает серьезную угрозу для стабильной работы не только белорусских НПЗ, но и предприятий отечественной нефтехимии", — сказала собеседница агентства. Она также подчеркнула, что "монетизация нефтетранзитных отношений с Россией, чем угрожает официальный Минск, вряд ли способна покрыть потери, которые уже несет белорусская сторона". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Соглашение о тарифах на транзит работало шесть лет, теперь оно нарушено, но это не выгодно ни Минску, ни Москве, считает белорусский эксперт нефтяного рынка.
|
|