Чего ждет Запад от Беларуси. 21.by

Чего ждет Запад от Беларуси

31.03.2018 07:01 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Диалог Запада и Беларуси продолжится, но прорывов от него ждать не стоит, считает Камиль Клысинский эксперт из польского Центра восточных исследований.

Пессимисты, оптимисты и реалисты

Эксперт условно поделил все страны на четыре группы по степени их интереса к Беларуси.

«Первая группа — это страны, которые должны что-то знать о Беларуси, но им она неинтересна. Эта группа в результате неинтересна нам», - отметил Клысинский, пояснив, что к этой группе условно можно отнести NATO.

Вторая группа — это оптимисты. «Они радужно и не совсем адекватно оценивают перспективы в белоруской политике. Так, один из участников международной конференции сравнил Беларусь с Югославией при Тито. Вы представляете, если бы Лукашенко относился к Москве, как Тито? Я не скажу, что в Минске были бы танки, но было бы горячо», - пояснил эксперт.

Третья — пессимисты. «Представители этих стран считают, что Беларусь 100% встроена в военную, внешнюю политику России, не имеет суверенитета. Пессимистичные настроения я слышу в Киеве, не у всех, но есть и очень пессимистичные», - объяснил польский эксперт.

И четвертая группа, это реалисты, которые понимают тонкости и нюансы положения Беларуси.

Белорусский нейтралитет. Он есть?

«Реалисты не воспринимают слоган про белорусский нейтралитет полностью в серьез. Страна, которая состоит в ОДКБ не может говорить о нейтралитете. Но реалисты понимают, что этот лозунг — попытка белорусского МИДа в условиях растущего напряжения между Россией и Западом, Россией и ЕС, Россией и Великобританией найти своё место на карте и уйти из-под контфронтации», - отметил Камиль Клысинский.

Эксперт подчеркнул, что напряжение растет, и динамика может принести нам большие сюпризы.

«Официальный Минск считает, что Беларусь будет первой жертвой этого растущего напряжения, поэтому стремиться уйти из конфликта. Реалисты понимают, что это сложная задача: Беларусь очень завязана на многие российские сферы, не только военную, но и молочную, газовую, нефтяную, в общих чертах финансовую и промышленную», - пояснил Клысинский.

Но при этом, отметил он, Минск сохраняет взвешенный подход к украинскому вопросу, по крайней мере, поддерживает территориальную целостность Украины.

Отменить смертную казнь: шаги официального Минска, которые одобрит ЕС

«Реалисты ждут от белорусских властей уступок, они не думают, что Беларусь можно изменить за одну ночь», - пояснил сотрудник Центра восточных исследований.

Среди жестов доброй воли он назвал пятидневный безвизовый режим.

«Некоторые шаги можно было сделать, возможность уже упущена, некоторые еще можно сделать. Что можно сделать? Ввести мораторий на смертную казнь, это очень чувствительный вопрос для Евросоюза, что официальный Минск не всегда понимает», - отметил эксперт, напомнив, что для моратория не требуется референдум, которым объясняют белорусские власти невозможность отмены высшей меры наказания.

Кроме того, официальный Минск может предложить регистрацию партии БХД. «Это будет заметным шагом, особенно у партий, близким по ценностям», - пояснил эксперт.

По его мнению, таких шагов как безвизовый режим должно быть больше: «Беларусь должна показывать, что она ведет свою политику, идти на самостоятельные решения, которые не совсем нравятся Москве».

А вот среди упущенных возможностей Камиль Клысинский назвал местные выборы. «Можно было провести нормальные местные выборы. Я не говорю о полностью демократических выборах, но можно было сделать хороший пиар-ход: насколько мы знаем, кандидатов от оппозиции было мало, можно было пропустить их, а потом говорить, что 70% оппозиционеров попали в местные советы. Хороший лозунг и хороший аргумент для повестки переговоров с ЕС», - предположил эксперт.

Он считает, что в Беларуси несколько разочарованы тем, что «сразу после освобождения политзаключенных в 2015 году, эксперимента с парламентскими выборами (в 2016 году в парламент Беларуси попали два независимых депутата Анна Канопацкая и Елена Анисим, БДГ), в белорусскую экономику не поплыли инвестиции». «Но напрямую приток инвестиций не зависит от наличия или отсутствия политзаключенных. Официальный Минск это не особо понимает, но в Евросоюзе инвесторы не слушают президентов, а сами принимают решение», - пояснил Клысинский.

Диалог без прорывов

«Диалог Евросоюз Беларусь будзе продолжаться, но большого прорыва не будет. Реалисты не видят шагов со стороны официального Минска. Тех, что есть, мало, чтобы пойти вперед, но достаточно, чтобы сохранить то, что есть», - пояснил польский эксперт.

«Безусловно, диалог Беларусь — Евросоюз последнее время пробуксовывает в связи с тем, что Европа ждет от белорусских властей определенных шагов, которые могли бы поспособствовать улучшению отношений с Западом», - подвел для БДГ итоги секции ее модератор, помощник депутата Анны Канопацкой Виктор Янчуревич.

По его словам, такими шагами может быть либерализация избирательного процесса, отмена смертного наказания, условий регистрации политических партий и общественных объединений, реформы в экономической сфере, прекращение давления на политических оппонетов.

«Запад заинтересован в том, чтобы в результате развития диалога Беларусь становилась более сильной, самостоятельной в принятии решений, уменьшалась ее зависимость от России, усиливалась независимость нашей страны. Но авансом Европа в односторонним порядке каких-то значительных шагов делать не будет, если не увидит заинтересованности со стороны официального Минска», - заключил Янчуревич.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Диалог Запада и Беларуси продолжится, но прорывов от него ждать не стоит, считает Камиль Клысинский эксперт из польского Центра восточных исследований....
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика