Союзное государство возрождает идеологическое кино. Успех не очевиден, но очевидны большие деньги и большая пропагандистская подготовка
Телерадиовещательная организация
Союзного государства - идеологический фантом
удивительного политического образования - готовится
поразить всех масштабным художественным
военно-патриотическим кинополотном. В готовности освоить
любые масштабы сомнений нет. Сомнения есть по части
реального исполнения задумки.
Какое государство, такое у него и телевидение: никто не
видел, но скандалы случаются с завидным постоянством.
Телерадиовещательная организация Союзного государства
(ТРО) формально существует уже 11-й год, но до сих пор о
телеканале вспоминали только в связи с очередной
проверкой Счетной палаты. Никак не удавалось совместить
благородную идею укрепления братской дружбы народов с
успешной хозяйственной деятельностью. Однако последний
проект ТРО, фильм «Брестская крепость», может оправдать
все предыдущие бездарно прожитые союзным телевидением
годы. Пусть Союз и виртуальный, но блокбастер хотят снять
реальный. По крайней мере, директор ТРО Игорь Угольников
прикладывает к этому все силы. Он и автор идеи, и
генеральный продюсер.
Компания получила на производство фильма государственный
заказ и почти 9 млн долларов из бюджета Союзного
государства. ТРО платит деньги, «Беларусьфильм»
предоставляет производственную базу и некоторый реквизит,
а «Централ Партнершип» организовывает производственный
процесс. «Однако это не проект Беларуси и России, не
проект "Беларусьфильма" и ТРО Союза. Это первый
кинопроект Союзного государства», - акцентирует внимание
Угольников. «Нам пришлось очень много утверждать с
белорусской стороной и переделывать сценарий под их
требования. Белорусам, например, не понравилось, что
много советских солдат сдается в плен, что такого, по их
мнению, быть не могло. Не все было гладко, хотя я не в
претензии к своим белорусским партнерам», - признался в
интервью «Огоньку» Игорь Угольников. Из-за бесконечных
согласований съемки несколько раз откладывались.
Два года шла подготовительная работа, Угольников отверг
пять вариантов сценария, все лето провел в Бресте на
съемочной площадке и до последнего спорил с белорусскими
партнерами из-за распределения будущих прибылей.
Фильм выйдет на экраны не раньше мая следующего года, но
уже сейчас подается публике как проект, который станет
откровением «для нас, современных зрителей, и для будущих
поколений». Читать пресс-релизы телекомпании о фильме
следует исключительно стоя и с выражением: «Одна из
ключевых задач, которую ставят перед собой авторы
будущего фильма, - показать высокую, позитивную роль
интернационализма, противопоставив ее нарастающей в мире
межнациональной и межконфессиональной розни, внести в
этот деструктивный процесс консолидирующее начало».
Авторы анонсируют фильм как «патриотический по
направленности и захватывающий по форме», в котором
«кроме впечатляющих батальных сцен будет несколько
пронзительных историй о любви…». Режиссер-постановщик -
Александр Котт, который снял не менее патриотический
сериал по роману Пикуля «Конвой PQ-17».
Не стоит обсуждать художественную ценность проекта по
нескольким отснятым и наспех смонтированным кускам.
Однако кинокритики с тревогой пересказывают друг другу
якобы подсмотренные ими сюжетные придумки сценаристов:
истории о жестоких, но принципиальных энкавэдэшниках, о
предателе-партократе, о каком-то чеченском кавалерийском
взводе, который и подвиги совершает, и пляшет в минуты
затишья. Были в одном из вариантов сценария и три
товарища - русский, белорус и украинец. Два последних,
правда, должны погибнуть. Но Рубен Дишдишян, генеральный
директор «Централ Партнершип» и продюсер «Брестской
крепости», настаивает, что фильм будет отличаться
«двойной достоверностью»: «Были изучены все доступные, в
том числе и недавно открытые документы, консультанты
работали под руководством директора музея "Брестская
крепость". Художнику-постановщику и художнику по костюмам
удалось воссоздать фактуру эпохи за счет внимания к
мельчайшим деталям, за счет того, что декорации строились
без оглядки на возможности компьютерной графики.
"Брестская крепость" - это во всех смыслах честное кино».
Для максимальной достоверности и съемки начали в 4 утра
22 июня.
Белорусская студия постаралась и оправдала свое народное
название «Партизанфильм». Что-что, а кино про войну в
Белоруссии снимать умеют, особенно когда художникам
помогает власть. Место съемок в Брестской крепости почти
месяц очищали от снарядов времен войны бойцы отдельной
инженерно-саперной роты 38-й мобильной бригады
воздушно-десантных войск РБ. Десантников привлекали и для
съемок батальных сцен, разделив их на фашистов и бойцов
Красной армии. Нашлась работа и актерам Брестского
областного академического театра драмы и музыки. Много
желающих сняться в фильме направил на кастинг городской
Центр занятости. Три месяца город буквально жил обороной
крепости. Съемки проходили в Западном форте, в бывших
казармах 111-го артполка и у построенных в натуральную
величину Холмских и Терепольских ворот, гарнизонного
клуба, стен кольцевой казармы.
Белорусских историков активность киношников пугала.
Председатель Белорусского добровольного общества охраны
памятников истории и культуры Антон Астапович написал
письмо в Министерство культуры с требованием прекратить
незаконные инженерные работы на территории
историко-культурного комплекса и привлечь виновных к
уголовной ответственности. Еще он писал в прокуратуру,
протестуя против того, что разминирование крепости
ведется без наблюдения ученых. Но разве могут ученые
помешать высокому искусству? Съемки благополучно
завершились, режиссер перешел к монтажу.
Ставка здесь больше, чем банальный коммерческий успех.
«Первый кинопроект Союзного государства» откроет перед
его создателями новые горизонты. Игорь Угольников не
скрывает, что мечтает превратить Телерадиовещательную
организацию Союзного государства в «полноценный
федеральный канал и покрыть всю Россию». Для него «ТЭЭРО
- это ОЭРТЭ» - такую красивую формулу вывел Угольников,
за которой влияние и не просто большие, а очень большие
деньги. Лишь бы к премьере блокбастера «Брестская
крепость» Союз России и Белоруссии не развалили
враги.