Древнегреческий историк Геродот писал как-то о своеобразном обычае в одной из греческих провинций: собиралась толпа девушек, и они свирепо дрались между собой на палках. А древнеримский писатель Аммиан Марселлин свидетельствовал, что у галлов жены даже сильнее своих мужей — они дерутся кулаками и ногами, а также с оружием сражаются с другими женщинами и мужчинами. Я это все к тому, что драка — отнюдь не привилегия мужчин. Только, конечно, и драться нужно красиво. На дуэлях.
Но раз уж начали с древних — еще немного истории. Викинги, как, впрочем, и другие народы Средневековья, не вдавались в тонкости судопроизводства. Если в тяжбе стороны не могли прийти к соглашению, истец валил все грехи на ответчика, а тот отрицал свою вину, в силу вступал «Хольмганг» (прогулка по острову). Иначе говоря, спорщики отправлялись на небольшой островок, как правило, специально для того предназначенный, и вступали в честный поединок с равным оружием. Кто побеждал, тот и оказывался прав. Такая система великолепно работала несколько веков подряд во всей Европе, избавляя простой народ от крючкотворства юристов.
А при чем тут женщины, спросите вы. Так вот, у викингов нередки были случаи, когда на «Хольмганг» выходила женщина. Но нелегко было искательнице правды победить, пусть и неправого, викинга. Приходилось как-то уравнивать шансы. И законодатели викингов нашли выход. Бойца-мужчину попросту опускали в узкую яму по самый пояс, так, что тот не мог сдвинуться с места, а заодно и терял в росте. Женщина при этом имела необходимую свободу маневра. Был еще и второй способ. Викингу крепко привязывали левую руку за спину. Для фехтовальщика в каком-нибудь XIX веке это вовсе не было бы помехой, но в то время, когда подавляющее большинство ударов отбивали не оружием, а щитом, такое ограничение было весьма существенно. Боец, хотя и сохранял свободу маневра, но ощутимо проигрывал в обороне.
Нам 15 — и мы будем драться
Ну а теперь поближе к «нашим широтам». Как ни странно, женские дуэли и в России, и в Европе не были редкостью. Экзотикой для России считалась дуэль между женщиной и мужчиной, хотя в просвещенной Европе такие поединки были в порядке вещей. На Руси женские поединки существовали издревле. Еще в конце XIV века Псковская судебная грамота определяла, что в случае судебного поединка между женщиной и мужчиной возможно от лица поединщицы выставление родственника или наймита. Но между собой женщины должны биться самостоятельно.
В XVIII веке Петр I ввел запрет на поединки, который затем подтверждался почти всеми императорами. Но дуэлей от этого меньше не становилось. Любопытно, что в поединке успела поучаствовать даже будущая императрица Екатерина II, которая в бытность принцессой в июне 1744 года дралась на шпагах с троюродной сестрой принцессой Анной Людвигой Анхальт. Дуэлянткам было всего по 15 лет, и поединок, к счастью, завершился бескровно.
Самой известной дуэлью того времени с участием россиянок стал поединок, произошедший в 1770 году между княгиней Екатериной Дашковой и герцогиней Фоксон. Произошел он, правда, не в России, а в Лондоне. В доме графини Пушкиной две образованнейшие женщины Европы мирно беседовали. Постепенно беседа переросла в дискуссию, а затем в жаркий спор, закончившийся взаимными пощечинами и вызовом на дуэль. Примирить дам не удалось, и поединок на шпагах, который произошел тут же в саду, закончился ранением Дашковой в плечо.
Если мужчины традиционно дрались на природе, предпочитая пистолеты, то россиянки сводили счеты на шпагах, не выходя из дома. Существовали даже светские салоны, которые славились именно дамскими поединками. Так, в салоне госпожи Востроуховой, если верить сплетням, только в 1823 году произошло 17 женских дуэлей.
Возьму-ка я меч
Любопытно, что русская литература и живопись обходят женские дуэли молчанием, тогда как в Европе им посвящали романы и картины. Наибольшую известность получило полотно «Женская дуэль», созданное испанцем Хосе де Риверой в 1636 году. В Испании его можно увидеть в мадридской галерее «Прадо».
Сама дуэль произошла задолго до создания картины. В 1552 году неаполитанки Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла, претендовавшие на любовь молодого повесы Фабио де Зересола, решили выяснить отношения путем поединка на мечах. Неаполитанские мечи были ненамного тяжелее шпаг, и многие дамы искусно ими владели. В то время дамский поединок был экзотикой, поэтому молва о нем сохранилась надолго, подсказав художнику сюжет картины.
К моменту написания картины европейки уже вовсю выясняли отношения с оружием в руках. Живи художник во Франции, он бы, наверное, избрал другой сюжет — дуэль маркизы де Несль и графини де Полиньяк, произошедшую осенью 1624 года. Особенностью этой дуэли было то, что дрались женщины из-за кардинала Ришелье, только что получившего пост первого министра короля. Наверное, святостью кардинал себя особо не утруждал, так как дуэль стала результатом явно не теологических споров. Хотя женщины и выбрали для выяснения отношений пистолеты, дуэль завершилась малой кровью — графиня несильно ранила соперницу в плечо. Но, видимо, этот поединок потешил тщеславие кардинала, и он даже упомянул его в своих записках. А подробности этой пикантной истории еще долго смаковались в аристократических кругах Парижа.
Или вот еще пример непримиримой пылкости француженки. В XVII веке один французский офицер самовольно поселился в доме графини де Сен-Бельмон, молодой красавицы-вдовы. Графиня послала ему вежливую записку с просьбой объяснить свое вторжение, но она была проигнорирована. Тогда женщина послала офицеру вызов на дуэль, подписавшись «шевалье де Сан-Бельмон». Офицер принял вызов и, явившись в назначенное место, встретил мадам, которая была тщательно загримирована и одета в мужскую одежду. Поскольку переодетая красавица незаурядно владела шпагой, то уже через несколько минут схватки она резким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами, которые заставили его покраснеть от стыда: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь — я мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».
Шлем сдвинулся, волосы распустились…
Ой, что-то мы про британок позабыли. Думаете, английская чопорность и аристократическая сдержанность не позволяла холеным девам Альбиона обнажать оружие? Куда там! В ХIV столетии в английском замке Дадли жила некая Агнес Хотот. Ее отец повздорил с другим рыцарем, и, чтобы выяснить отношения, был назначен поединок на пиках. Но случилось так, что к моменту поединка ее отец серьезно заболел. Тогда Агнес надела шлем и, скрыв свой пол, села на отцовскую лошадь и помчалась на турнир. Преодолев серьезное сопротивление, Агнес сбила с лошади отцовского врага. В тот момент, когда он лежал на земле, ее шлем сдвинулся, волосы распустились, а грудь раскрылась, так, что он увидел, что сражался с женщиной. Трудно посчитать, в скольких рыцарских турнирах бились женщины — в турнирах, известных всем из красочных сказаний о рыцарях и дамах. Так что Агнес не была исключением.
В конце XIX века в Англии состоялась еще одна женская дуэль. В разговоре гостья сказала хозяйке дома: «А ведь когда-то вы были очень красивой женщиной». Хозяйка пришла в негодование оттого, что обидчица использовала английскую форму давно прошедшего времени. Бой произошел в Гайд-парке. Обидчица получила ощутимый укол в сгиб руки. По словам хроникера, «обе дамы удалились с поля боя с большим достоинством». Так что вот вам и британки. Никаких пудингов-овсянок-чаепитий! Драться — и еще раз драться.
Более того, оказывается, еще в 1348 британский хроникер рассказал о женщинах, «свободных от брачных уз, чье поведение потрясало публику. В любом месте, где устраивались турниры, появлялась группа женщин числом сорок-пятьдесят, одетых по-мужски. Женщины эти были из числа самых красивых, но не самых лучших в королевстве. Они носили раздельные туники, маленькие капюшоны, а на поясе у них, в специальных чехлах, хранились ножи, которые они вульгарно называли кинжалами. Они выходили биться на турнир на великолепных, превосходно украшенных боевых конях. Таким способом они растрачивали свое богатство и увечили себя, проявляя нелепое распутство».
Пришлось жениться
Американки тоже не оставались в стороне. После того как в XIX веке дуэли стали модными, там одному мужчине удалось предотвратить ожесточенную схватку двух дам, вооруженных пистолетами, пытавшихся стреляться из-за любви по всем правилам. Он сумел арестовать дуэлянток и препроводить их в полицейский участок. «На прошлой неделе», — писала одна из газет штата Джорджия в 1817 году, — «вопрос чести разрешился между двумя молодыми леди — Джейн Уэйл и Синди Даер. Их объект присутствовал в качестве секунданта. Ему пришлось своими глазами увидеть, как одна из его поклонниц, серьезно раненная соперницей, упала». Но на другой ему пришлось жениться. Как сообщила та же газета, «все было обставлено с соблюдением правил, и победительница вышла замуж за секунданта, как и было предусмотрено условиями дуэли».
По мере эмансипации у женщин оказывается все больше поводов для обид. Ну разве могли женщины Средневековья или графиня де Сан-Бельмонт в своем XVII веке представить себе дуэль из-за разногласий по вопросам музыкальных выставок? Нет. Хотя бы потому, что до XIX века женщины почти не занимались общественными делами. А вот в неспокойном XX веке поводом к поединку стало общественное мероприятие.
Дуэль состоялась между двумя президентами: почетным президентом Венской музыкальной выставки, принцессой Полиной Меттерних и президентом женского комитета этой выставки, графиней Кильманнсегг. Причиной разногласий послужили принципиальные вопросы устройства выставки. Следует отметить, что поединок проходил на самом высшем уровне. Секунданткой Меттерних была принцесса Шварценберг. На случай оказания помощи дуэлянткам приехала некая баронесса, имевшая степень доктора медицины. Ее помощь пригодилась, поскольку графиня была ранена в руку, а принцесса — в нос.
…Впрочем, один из знатоков дуэлей сказал: «Если мы примем во внимание большую раздраженность, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они еще сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей». А ведь хорошо сказал!