Продвиженье без засилья. 21.by

Продвиженье без засилья

16.12.2009 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Проблему эффективности импортозамещающей продукции «ЭС» подняла в материале «Импорт доллар бережет», опубликованном 4 ноября 2009 года. В статье проводился анализ целесообразности освоения выпуска некоторых импортозамещающих товаров с точки зрения влияния на валютный рынок республики. Кстати, проблема выпуска не самой конкурентоспособной продукции промышленного назначения, которая различными административными ресурсами продвигается на рынке под маркой импортозамещающей, поднималась не раз различными министерствами и ведомствами. Тем более что дороговизна промежуточных товаров незаметно прячется в себестоимости конечной продукции, что принижает ее позиции на внутреннем и внешнем рынке. Такая тенденция явно не способствует экспорту — одному из самых болезненных индикаторов в нашей макроэкономике, особенно в период кризиса. Чтобы наглядно отразить проблему, в статье «Импорт доллар бережет» был взят за пример рынок ферментных препаратов, а также отечественная импортозамещающая продукция пинского РУП «Энзим».

На публикацию последовала разноплановая реакция. РУП «Энзим» публикация, мягко выражаясь, не очень понравилась. Хотя некоторые ее посылы на предприятии признали. В частности, что с 1991-го по 2004 год выпускало ферментные препараты микробиологическим синтезом, а потом перешло на производство продукции из импортных субстанций. Экономических показателей по инвестициям, условной экономии валютных средств, к сожалению, не было приведено. Только отмечалось, что ситуация на предприятии значительно улучшилась.

Отреагировал на проблему и Национальный банк: «В рамках различных программ реализуются проекты развития эффективного импортозамещения, прежде всего, путем создания конкурентоспособных отечественных производств товаров взамен ввозимых в страну из-за рубежа, в том числе не требующих сложного технологического оборудования…

…Последствия мирового финансово-экономического кризиса остро поставили перед республикой вопросы снижения импортоемкости экономики. Вместе с тем следует понимать, что организовать в течение нескольких месяцев конкурентоспособные импортозамещающие производства более масштабно затруднительно, особенно в условиях существующего снижения активности на международных рынках капитала».

Высказало свое мнение по проблеме и Минэкономики: «При рассмотрении эффективности импортозамещающих проектов в обязательном порядке анализируются следующие факторы: технические характеристики осваиваемой продукции и зарубежных аналогов, цена на отечественный товар, планируемый к получению, и зарубежный аналог, срок окупаемости импортозамещающего проекта, количество вновь созданных (при необходимости) рабочих мест, объемы поставки продукции на экспорт и прочее. Одним из основных показателей, характеризующих продукцию, планируемую к получению при реализации импортозамещающего проекта, с точки зрения давления на валютный рынок страны, является объем условной экономии валютных средств за счет ее поставки на внутренний рынок. Приемлемо положительное значение этого показателя. При расчете объема условной экономии валютных средств учитывается объем произведенной и реализованной продукции на отечественном рынке за минусом стоимости импортных сырья, материалов и комплектующих, использованных при ее производстве…

…Следует отметить, что действующий порядок финансирования и разработки программ импортозамещения не предусматривает каких-либо специальных преференций для организаций, реализующих импортозамещающие проекты, а также ограничений доступа на рынок аналогичных импортных товаров».

Кстати, в прошлом году заместитель министра экономики Татьяна Старченко утверждала: в стране пора переходить от понятия импортозамещения к конкурентоспособности. Особенно учитывая необходимость интеграции Беларуси в международное экономическое пространство, когда снижается возможность «пропихивать» на внутреннем рынке отечественных производителей. А на рынке ферментных препаратов в некоторой степени так и получается. Закупки по отдельным наименованиям на следующий год проводятся без тендера. И в список не подверженных конкурсу попала именно отечественная продукция.

Когда изучали импортозамещающий вопрос, несколько раз приходилось слышать от специалистов: мол, так приходится защищать свое предприятия, так как импортеры могут подчинить белорусский рынок ферментов за счет демпинга, а потом на правах монополиста диктовать свои условия. Сложно сказать, насколько оправдано такое опасение. Ведь в конкурсах на поставку ферментов участвуют представители 4—5 зарубежных производителей. Они находятся приблизительно в равных весовых категориях, и даже если одна из фирм пойдет на необоснованное снижение цен, то не подомнет под себя рынок, а только понесет убытки на радость конкурентам.

Впрочем, проблема эффективности импортозамещения с бородой. И кризис только обострил некоторые моменты. Несколько лет назад были попытки разработать и научно обосновать критерии конкуренто-способности, по которым можно определить перспективы того или иного отечественного товара. К сожалению, сей труд так и не завершился. Возможно, это направление следует срочно реанимировать. Нередко отечественные производители, «пропихивая» свои товары, прикрываются социальной составляющей — мол, сохраняем рабочие места. Намерение благое, но это не исключает необходимости выпускать конкурентоспособную продукцию, которая без протекций сможет найти потребителя и в Беларуси, и за рубежом. Ведь, по большому счету, социальные блага формируют не просто наличие штатных единиц, а высокорентабельные, доходные производства. Именно они обеспечивают и поступление налогов в казну, и рост зарплаты, и экспорт. И эта проблема касается не только ферментов, но и многих других рынков: промышленного инструмента, некоторых видов станков и оборудования для малой энергетики, целого ряда сегментов электроники и так далее.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На публикацию об импортозамещении последовала разноплановая реакция...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика