Беларусь глазами латвийского журналиста. 21.by

Беларусь глазами латвийского журналиста

17.03.2010 13:06 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


На российском деловом ресурсе Slon.ru опубликовано начало путевых заметок по Беларуси известного латвийского журналиста, главного редактора «Бизнес&Балтия” Юрия Алексеева.

Взгляд со стороны человека, не бывшего в Беларуси 10 лет, нам показался интересным.

На видном месте в музее завода карьерных самосвалов «БелАЗ» висит большой стенд под названием «Визит Президента Республики Беларусь в Боливарианскую Республику Венесуэлу. Декабрь 2007 года.» На стенде размещены 4 очень цветных фотографии, на которых президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко вместе с президентом Боливарианской Республики Уго Рафаэлем Чавесом Фриасом катаются по Венесуэле на огромном карьерном самосвале «Белаз-75135» грузоподъемностью 110 тонн. Кстати, президент Республики Беларусь и сейчас там – у своего друга Президента Боливарианской Республики. Катаются ли они на «Белазе», пока неизвестно, но то, что встречу с Уго Чавесом президент Лукашенко предпочел встрече с премьером России Путиным, – однозначно.

А стенд с фотографиями президентских «покатушек» на самосвале «Белаз-75135» автор этих строк видел не далее, как три дня назад, лично посетив легендарный завод «БелАЗ». И вообще, автор провел всю предыдущую неделю в братской Беларуси, удовлетворяя профессиональное любопытство и выясняя, как так получилось, что по этой стране не вдарил мировой финансовый кризис.


БЕЛАРУСЬ 10 ЛЕТ НАЗАД

Предыдущий мой обстоятельный визит в Беларусь случился 10 лет назад. Тогда еще, если кто помнит, в застенках белорусских темниц томился мой московский коллега Павел Шеремет. Пограничники, впуская в свои пределы мой разрисованный редакционной символикой автомобиль, весело пошутили: «А-а-а, журналист! Давай, заезжай, наш «батька» любит коллекционировать журналистов. Латыша у него еще нет».

10 лет назад Беларусь произвела на меня тяжелое впечатление. Совершенно убитые дороги, по обочинам которых вовсю курсировал гужевой транспорт, сопровождаемый убогого вида представителями белорусского крестьянства. На въездах в такие же убогие поселки толпились представители белорусского рабочего класса, торгующие нехитрой продукцией своей промышленности и народного творчества: кастрюлями, сковородками, автомобильными глушителями и солеными грибами в баночках.

Белорусский сельский пейзаж был украшен грязными, советской постройки коровниками с выбитыми стеклами. Поселковые и городские пейзажи были не менее удручающими. В довершение картины распада в каждом, даже самом несчастном поселке, на главной площади стоял облезлый гипсовый Ленин. А в сельских магазинах не продавали алкоголя: «батька» запретил торговлю водкой до окончания уборочной кампании (дело было летом). После цивилизованной, обильной, готовящейся вступать в Евросоюз Латвии, все это выглядело, как полный крах идеи государственного регулирования экономики.


БЕЛАРУСЬ 10 ДНЕЙ НАЗАД

Беларусь, несмотря на ближайшее соседство, и в Латвии, и в России имеет имидж, так сказать, закрытой страны: там нет свободы для свободной прессы, а потому и писать о ней не стоит. Планируя пресс-тур по Беларуси, я не питал особенных надежд на удачные встречи и яркие интервью. Но, обратившись в посольство Белоруссии в Латвии с просьбой посодействовать, я получил неожиданно мощную поддержку. Мне организовали интервью с белорусским премьер-министром (вот бы с Путиным так…), пятью крупными чиновниками Министерства экономики и несколькими директорами известных предприятий. (Отчет о проделанной работе я буду публиковать на Slon.ru по мере написания.)

Первое впечатление после пересечения границы это – белорусские дороги. Я накатал по Беларуси почти тысячу километров. Причем не по центральным трассам, а, в основном, по провинциальным трактам между небольшими городками с заводами. Так вот, белорусские дороги, конечно, похуже, чем в Германии, но уже лучше, чем в Испании. Наши «европейские» латвийские дороги по сравнению с белорусскими – вообще не дороги. Про российские я и не говорю.

Второе впечатление: в центре каждого, даже самого маленького поселка – свежепостроенные современные здания. Вы думаете, это – мэрии? Я тоже сначала так подумал. Оказалось, нет – школы. Встречаются также свежепостроенные спортивные комплексы и больницы. Все остальное – очень скромно или более, чем скромно. Гипсовые Ленины сохранились, но уже не облезлые, а аккуратно помытые и покрашенные.

Третье впечатление: сельскохозяйственные строения. Убогие коровники с выбитыми стеклами ушли в прошлое. Вместо них – внушительные современные постройки вполне европейского вида. Не Голландия, конечно, но уже близко к Польше, а иными местами – и к Германии.

ЖИЗНЬ НАРОДА

По последним данным, безработица в Беларуси составляет 1,5%. Теоретически считается, что безработица в 5–7% – это, так сказать, «природный фон». В нормальной процветающей экономике всегда должно быть 5–7% свободных рук. В Белоруссии в условиях мирового экономического кризиса их – 1,5%, то есть, наблюдается явная нехватка рабочей силы. И это – не гримасы местной статистики. Я своими глазами видел на дверях магазинов и проходных заводов объявления: «требуются». В магазинах требуются продавцы, зарплата – 700 000 – 800 000 белорусских рублей – это около 250 долларов. На заводах – слесари, сварщики, станочники, зарплата – около миллиона – 330 долларов. Квалифицированный инженер получает 500–800 долларов. Руководитель крупного госпредприятия – до 2000 долларов.

Маловато, конечно. Особенно, если считать по меркам Латвии или (не приведи бог!) – Москвы. Но хлеб в Белоруссии стоит четверть доллара (дотируется). Также дотируются еще с полсотни наименований товаров «первой необходимости». А цена коммунальных услуг по европейским меркам – вообще смешная. За однокомнатную квартиру в Минске (где-то 30 кв.м общей площади), которую я снимал для проживания, в месяц плата за отопление, газ, воду и прочее составляет всего 32 доллара. По моим латвийским меркам – сущие копейки. Да и по российским теперь тоже немного. В последний день моего проживания дворник принес счет, и я его даже сфотографировал на память.
Впрочем, не все живут так скромно. Окрестности Минска в районе МКАД (минской кольцевой) обильно застроены коттеджными поселками. Не Рублевка, конечно, но трехэтажных довольно много. Встречаются и четырехэтажные. Чиновники в Белоруссии все ходят под «батькой». Может быть, они и воруют, но трехэтажных особняков им строить не положено («батька» узнает – посадит). А значит – особняки строит бизнес. А значит – не все так бедны.

КАК ЭТО У НИХ ПОЛУЧАЕТСЯ?


Это – главный вопрос. Как Белоруссия, почти единственная из европейских стран (кроме Польши), в условиях мирового кризиса сохранила рост ВВП? Как у них получилось?

Не скажу, что я смогу ответить на этот вопрос. Приведу лишь пару примеров. Есть в Минске завод с грустным социалистическим названием «Белкоммунмаш». В советское время завод занимался ремонтом советских троллейбусов. А в конце 90-х там решили строить свои троллейбусы. И с тех пор завод каждый год наращивает свое производство на 20–30%.

Кризисный 2009-й не стал исключением. Завод получил заказы от Москвы, Питера и еще от десятка российских городов. И пары десятков городов бывшего СССР. Как ему это удалось? А по довольно простой схеме: мэриям городов под покупку их троллейбусов выдали кредит белорусские коммерческие банки. А чтобы процент по кредиту был пристойный, эти кредиты прогарантировало правительство Беларуси. Теперь завод обеспечен заказами до конца года.

Упомянутый мною завод «БелАЗ» в 2009 году сидел на мели (снижение заказов на 35%). Но опять подсуетились белорусские государственные структуры. МИД Беларуси сработал в качестве коммивояжеров по продаже карьерных самосвалов в Латинскую Америку. Большой заказ пришел из Аргентины. В этом году объем заказов у завода даже больше, чем в докризисном 2008-м. Да и Лукашенко не зря же ездит к своему другу Уго Чавесу.

И, наконец, белорусы взялись за активное стимулирование внутреннего спроса. Местные предприятия-производители получили возможность под государственные гарантии получать недорогие кредиты, и продавать свои товары в лизинг своему же населению…

Конечно, не все так просто. Более подробно на тему «Как живе Беларусь?» я еще напишу.

Биография

Юрий Алексеев родился в 1958 году за Полярным кругом в городе Норильске. Мать – сосланная (туда) латышка, отец – следователь КГБ. В 1981 закончил Рижский политехнический институт по специальности «радиотехника». Два года служил в Советской армии лейтенантом в городе Советске, потом работал инженером-конструктором на ПО «Радиотехника» в Риге.

С 1991 года, после того, как латвийская радиотехническая промышленность закончилась – в деловой прессе. Сначала – директором и издателем. Но в 1999 году решил «завязать» с бизнесом в пользу творческой работы. Стал главным редактором еженедельного журнала «Коммерсант Baltic», а с 2004 года – главным редактором ежедневной газеты «Бизнес & Балтия». Избирался депутатом Рижской думы, не понравилось.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На российском деловом ресурсе Slon.ru опубликовано начало путевых заметок по Беларуси известного латвийского журналиста, главного редактора «Бизнес&Балтия” Юрия Алексеева.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика