Подъем на рассвете, быстрые сборы, проводы в школу детей. И - бегом на автостанцию, чтобы уехать на работу в... соседний район. По такому жесткому графику живут сегодня около 25 жителей Горок, которые трудятся в Дрибине.
Расстояние между Горками и Дрибином всего 22 километра. Неудивительно, что, не меняя прописки, некоторые жители Горок нашли рабочие места в соседнем райцентре. Добираться туда несложно, дорога занимает около 20 минут. Вот только с возвращением домой по вечерам есть проблемы...
Ларисе Кривоноговой, главному специалисту отдела по работе с обращениями граждан Дрибинского райисполкома, работа нравится. А вот расписание движения транспорта вводит в уныние.
- В 16.25 из Могилева на Горки через Дрибин идет маршрутка, через 10 минут - еще один автобус, а следующий только в 20.20. Рабочий день заканчивается в 17.00, на два ранних рейса не успеваю, а ждать 3 часа на автостанции - непозволительная "роскошь". Дома ведь всегда много дел...
Наталья Кожемякина, главный бухгалтер финансового отдела Дрибинского райисполкома, уже 20 лет ездит из Горок в Дрибин и обратно. Помнит времена, когда автобусы из одного райцентра в другой ходили каждый час. Считает, что все проблемы сегодня решились бы, если бы автобус, который отправляется в 16.35, пустили на каких-нибудь 40 минут позже.
Начальнику отдела архитектуры и строительства Дрибинского райисполкома Сергею Котову, тоже горецкому, проще. Он ездит на личном авто, кооперируется с друзьями. Иногда подвозит на своей машине главного инженера ДРСУ Александра Журова и специалиста управления сельского хозяйства Владимира Чикизова, иногда - они его. Но для большинства его земляков, трудящихся в Дрибине, такой вариант не подходит.
Директор местного автопарка № 4 "Могилевоблавтотранса" Василий Ивкин, к которому я отправилась за разъяснениями, привел свои аргументы. Оказывается, по просьбе жителей Горок в декабре 2008 года уже вводился дополнительный рейс в соседний райцентр на 17.15. И... оказался невостребованным. Ежедневно на него покупали билеты по 2 - 3 человека. За 4 месяца рейс нанес предприятию убытки 6 миллионов рублей. По согласованию с райисполкомом его отменили.
Пробовали занять эту нишу и "маршрутчики". Но в Дрибинском районе с населением 12,5 тысячи человек, много не заработаешь...
Василий Ивкин не против еще раз возобновить рейс, но при условии, что ездить будет ежедневно по 10 - 15 человек. Больше терпеть убытки он не намерен. Социальные стандарты по транспортному обслуживанию в Дрибинском районе, можно сказать, перевыполняются: к примеру, в агрогородки автобусы ходят трижды в день. И всякий раз туда и обратно едут не более 3 - 5 человек. Только за январь этого года убытки от городских и пригородных пассажирских перевозок составили 9 миллионов рублей. Пока их удается восполнять за счет междугородных и грузовых рейсов. Но вводить новые убыточные маршруты - слишком высокий риск "прогореть".
Не проще ли передвинуть рейс Могилев - Горки? Именно в этом видят выход из положения и потенциальные пассажиры, и работники Дрибинского райисполкома.
- Тогда появится еще больше недовольных, - парирует заместитель генерального директора "Могилевоблавтотранса" Владимир Скворцов. - Каждый междугородный рейс увязан с расписанием движения поездов, пригородных автобусов в районах, а те, в свою очередь, - с режимом работы школ, больниц, предприятий. Перенеси время отправления одного автобуса - и десятки человек опоздают на вокзалы, не смогут добраться с работы домой.
- Руководство района не раз обращалось в "Могилевоблавтотранс" с просьбой пересмотреть расписание движения автобусов, но нам отказывают, - сетует заместитель председателя по экономике Дрибинского райисполкома Александр Лукьянчик. - Повлиять на предприятие мы не в силах. Как не в состоянии справиться самостоятельно с транспортным вопросом. Дрибинский район - один из самых маленьких и небогатых в регионе. Поэтому нужно решать проблему на областном уровне, чтобы наши работники возвращались домой в Горки на проходящих автобусах. Нельзя же оставить жалобы людей без внимания!
Подъем на рассвете, быстрые сборы, проводы в школу детей. И - бегом на автостанцию, чтобы уехать на работу в... соседний район. По такому жесткому графику живут сегодня около 25 жителей Горок, которые трудятся в Дрибине...