В вузах набирает обороты "распределительная" кампания. Студенты бюджетных дневных отделений в эти дни получают путевки в жизнь. Но лишь единицы из них отправятся к месту будущей работы по целевым направлениям, которые были вручены им пять лет назад как гарантия трудоустройства. Почему эта некогда популярная и оправдавшая себя форма подготовки и закрепления кадров сегодня почти не действует? Попробуем разобраться.
...У музея Гомельского госуниверситета имени Ф.Скорины воздух плавится от напряжения. Пятикурсники топчутся у дверей, ожидая приглашения комиссии по распределению. Входят стремительно, выходят еще быстрее.
- В Буда-Кошелево! - выдыхает будущий учитель физики на немой вопрос товарищей.
Выясняю, что в группе из 22 человек целевиков всего четверо. Их в вуз направили районные отделы образования, дав ребятам шанс поступать по отдельному конкурсу за счет бюджетного финансирования. Теперь выпускников ждут к себе. Им нужно будет отработать у "заказчика" два года. Тем, кто воспользуется целевой подготовкой по недавно обновленным правилам, - пять лет.
- Не мало ли целевиков? - спрашиваю у проректора по учебной работе ГГУ Игоря Семченко. - При таком раскладе удастся ли закрыть кадровые бреши в районах?
- Мы тесно работаем с управлением образования облисполкома, благодаря чему проблем не возникает, - спокоен Игорь Валентинович. - Выпускников-бюджетников распределяем преимущественно по заявкам отделов образования. Университет все-таки основной педагогический вуз региона. Поэтому целевое направление здесь большой роли не играет. Другое дело, что оно, может, важно для работодателя, который будет уверен, что через пять лет точно получит нужного специалиста. Если же заявок от отделов образования поступает больше, чем мы выпускаем специалистов, приглашаем "платников" воспользоваться распределением.
А как дела у технарей? В Белорусском государственном университете транспорта порадовать цифрами целевиков также не смогли. Хотя могут готовить специалистов для малых городов, испытывающих кадровый дефицит.
- По всей видимости, проблема в том, что целевая форма подготовки к нам вернулась только в прошлую вступительную кампанию и работодатель пока не оценил ее возможности, - так в вузе объясняют инертность потенциальных заказчиков. - Надеемся, студенты-целевики появятся у нас в этом году.
Нет пока целевиков и в Гомельском государственном техническом университете имени Сухого. Опять же надежды - на год текущий. Оплачиваемых предприятиями и организациями "направленцев" тоже немного. Для примера, один из самых престижных факультетов вуза - энергетический - не знает проблем с распределением. Его выпускников принимают на работу охотно:
- Ныне у нас на выходе 23 бюджетника-специалиста по энергоснабжению, а заявок - 62, - приводит цифры декан факультета Михаил Новиков. - Но из 900 студентов факультета только 4 сейчас обучаются от предприятий и организаций.
Тем не менее в вузе видят плюсы "заказной" подготовки: обычно такие студенты проходят практику в своих организациях, с привязкой к ним выполняют курсовые и дипломные работы. То есть адаптируются к будущему месту карьеры и роста, что в конечном счете на пользу и тем и другим.
Добавлю к этому, что второй год в стране набирает силу схема "вуз - производство", когда предприятие из своих специалистов назначает руководителя студенческой практики, а учебное заведение эту работу оплачивает. Тем самым будущие специалисты оттачивают навыки на конкретном производстве и получают возможность здесь остаться после учебы.
А вот почему работодатель не заботится о приобретении молодых специалистов по государственной целевой программе (кто имеет такое право) или за деньги предприятия? В разговоре с директорами ответы слышала разные. Одни говорили, что рынок труда сегодня насыщен и специалист в любом случае придет. Другие объясняли: трудно выкраивать на это средства и еще труднее ждать отдачи вложений через пять лет. Третьи делали упор на проверяющих, которым трудно доказать целесообразность расходов на обучение.
Словом, у каждого своя правда. Но если посмотреть на несколько лет вперед, то присутствие работодателя в кузнице кадров - дело благодарное. Многие, к слову, уже поняли, что отбирать будущих работников можно еще со школьной скамьи, когда очевидно: кто-то силен в математике, а кто-то - в химии.
- На самом деле перспективно просчитывать, каким станет коллектив завтра, - убежден заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Александр Семионов. - В наше время так стремительно меняются технологии, оборудование, конъюнктура рынка, что специалист, получивший достойное образование и стремящийся постоянно повышать его уровень, становится на вес золота. И если работодатель, а не только учебное заведение, в этом заинтересован, - он выиграет.
Привязка к местуВ вузах набирает обороты "распределительная" кампания. Студенты бюджетных дневных отделений в эти дни получают путевки в жизнь. Но лишь единицы из них отправятся к месту...