Завершается Светлая пасхальная седмица, и 13 апреля наступает день поминовения усопших — Радоница. Люди приходят к местам захоронения родных и близких, чтобы поделиться с ними радостью воскрешения Спасителя и надеждой на вечную жизнь души каждого человека. В церквах служится вселенская панихида. Верующие в храме подают поминальные записки с именами умерших близких, приносят пожертвования «на канун». Канун — подсвечник в форме стола, который стоит перед Распятием. На него ставят свечи с молитвой об упокоении близких. Там же можно оставить продукты для тех, кому требуется помощь и поддержка.
«Упокой, Господи!»
Советы священника минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Олега Шульгина:
1. Убирают могилы перед Радоницей.
2. Накануне Радоницы, вечером, и утром в день поминовения надо побывать в церкви на службе.
3. На Радоницу на кладбище поминовение начинают с молитвы. Сначала читают тропарь Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», затем хотя бы краткую заупокойную молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб твоих».
4. Надо окропить могилку святой водой. Можно на нее положить красное (именно красное) яйцо, которое осталось от пасхального стола (и хранилось в холодильнике, конечно), или покрасить яйцо заново. Покидая кладбище, яйцо забирают и вкушают его в начале поминальной трапезы. Не стоит оставлять никакую еду на могиле.
5. Если вы зажгли на могиле поминальную лампадку, уходя, огонь в ней лучше загасить, чтобы не случился пожар.
Смерть есть жизнь
О народных традициях почитания памяти предков рассказывает научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапивы НАН Елена Довнар–Запольская:
— С давних времен веками чтили белорусы своих предков. Можно сказать, что все обряды основываются на вере людей в цикличность жизни в соответствии со знаменитой триадой «жизнь — смерть — жизнь» и верой в единство всего живого — человека, растений и животного мира. В своих лекциях в Коллеж де Франс наш знаменитый земляк родом из–под Новогрудка великий Адам Мицкевич особо подчеркивал: почитание предков известно многим народам мира, но нигде оно так не укоренилось и не осталось в таком чистом виде, как на белорусских землях.
Радоница отмечается на девятый день после Пасхи, и само название ее происходит от общеславянского «род», а у слов «род» и «Родина» один корень. Смерть не воспринималась народным сознанием как конечная точка уничтожения. Скорее, как трансформация, переход в иную форму существования. Весной, с возрождением природы после зимнего сна, по представлениям древних, духи предков вместе с солнцем, цветами и травами возвращаются на землю. Наши деды были уверены, что предки всегда присутствуют рядом, наблюдают и помогают живым, если те помнят их и чтят.
Отношение людей к предкам выглядело двойственным: с одной стороны, они свои, родные, близкие, с другой — представители иного мира, отсюда и общеизвестное «о предках либо хорошо, либо никак». Знать свою родословную до седьмого колена должен был каждый белорус. А родословная у нас велась по двум линиям: по–отцовской — «род па мячу» и материнской — «род па кудзелi». Даже в крестьянских семьях велись свои «хроники». Они так и назывались, а записи о тех, кто родился и кто ушел в мир иной, делались на потолочных балках избы. Изба–то строилась с расчетом прослужить не одному поколению. Так оно и было. Я знаю, как известный в свое время реставратор Владимир Маслыко в конце 90–х годов отмечал 150–летие родительского дома в Гатово.
Перед Радоницей — ее нельзя называть праздником, скорее, торжеством — старались помочь больным и малоимущим, которые, по народным представлениям, стоят ближе всех к предкам. По–особому относились к птицам, считая их посредниками между потусторонним и нашим миром. У нас, как и у многих народов, существуют легенды, мифы о превращениях людей после смерти в цветы, травы и деревья. Какие удивительные сюжеты можно найти в белорусских народных песнях–балладах! О «дочке–птице», о сестре и брате, ставших цветами, которые мы называем «анютины глазки», о верной любви молодой пары, обернувшейся после смерти «яварам i бярозкай». Отсюда, наверное, и такое трепетное отношение людей старшего поколения к деревьям и травам: «каб хаця не зламаць галiнку цi не прыцiснуць нагой чарнiцы».
Прежде чем поклониться своей родне, шли белорусы к курганам–«валатоўкам», в которых, по преданию, покоятся очень далекие и общие для всех предки — «волаты». В трудную годину они могут подняться на помощь своим потомкам и защитить их, если те их помнят...
Даже традиция Вечного огня берет свое начало от древнего обычая белорусов зажигать огонь в память о своей родне у каждого дома.
В любой семье есть собственная родословная. Есть кем гордиться, есть о ком вспомнить. Какие необыкновенные истории любви, страданий, переплетения судеб и жизненных дорог хранит память каждого рода и каждой семьи! Все мы — веточки огромного дерева–рода, а наши предки — его корни. Они приходят к нам в наших снах, предупреждают о бедах и болезнях — ведь природа сновидений до сих пор не изучена. Мы должны вспоминать с благодарностью тех, кто научил нас сеять хлеб, растить детей, вести хозяйство. Кто передал свои знания и умения, как ведется, по цепочке — от старших к младшим. Достаньте с полок старые альбомы с фотографиями. Какие светлые лица у наших бабушек и совсем юных мам! Говорят, эти фото помогают, излучая что–то особенное. Ведь не зря на стенах знаменитых замков висят целые галереи портретов. Да и стены наших деревенских домов еще не так давно украшало множество семейных фотографий.
Помнят белорусы о своих предках и в горе, и в радости. Только у нас существует обычай, когда девушка–сирота перед свадьбой навещает своих родителей на погосте, как бы приглашая их на торжество. И ответ материнский удивительный: «Адпусцi мяне, Божа, на зямлю да майго дзiцяцi — ясным сонейкам у вакенца, дробным дожджыкам на травiцу, легкай хмаркаю над сялом».
Могилы, как правило, убирали загодя, а на Радоницу приходили на кладбище с крашеными яйцами, хлебом, солью — с тем, что прежде всего нужно живым. В некоторых регионах Беларуси яйцо прокатывали крест-накрест по могильному холмику. Потом люди вели тихие беседы, вспоминали... Нам тоже нельзя забывать золотое правило предков: «шанаваць памяць» достойно.