Количество зарубежных гостей для каждой страны – своеобразный индикатор знаменитости. Чтобы привлечь толпы туристов, готовых оставить деньги, иногда даже не нужна шикарная инфраструктура, было бы на что посмотреть. Несмотря на то, что в Беларуси нет ни морских пляжей, ни эверестов, планы у нас амбициозные: ряд экспертов прогнозируют, что уже в следующем году страну посетят более 4 миллионов иностранцев.
Реальны ли эти ожидания и что сегодня тормозит развитие въездного туризма? Об этом «Рэспуліке» рассказал директор ГП «Виктория-Тур» Алексей Подоматько.
Фирм-лидеров по внутреннему и въездному туризму в Беларуси сегодня не так уж много: 25 процентов всего рынка делят 4 крупных оператора. Оставшаяся сотня занимается в основном выездными турами или предоставляет услуги для иностранцев на недостаточно профессиональном уровне, стараясь «распылиться» на разные направления.
По мнению Алексея Подоматько, позволить себе работать с иностранными гостями могут либо крупные компании, либо те, работа которых «заточена» исключительно под приезжающих. Несмотря на большое количество игроков на рынке, цифра в 4 миллиона въездных туристов выглядит довольно сомнительной по одной простой причине: подсчет заграничных гостей ведется по двум схемам. Чаще всего учитывают количество всех зарубежных граждан, пересекших белорусскую границу, львиная доля которых - «транзитники». А вот количество настоящих туристов значительно меньше…
Сегодня отечественные санатории пользуются огромной популярностью у россиян, немало гостей едут на охоту, а белорусская столица тем временем становится центром делового и бизнес-туризма. Небольшая длительность командировок не позволяет турфирмам предлагать клиентам поездки на несколько дней: в основном приходится довольствоваться однодневными экскурсиями. Однако, по словам специалиста, вокруг Минска таких мест немного: «Дудутки», «Строчицы», «Линия Сталина»… На этом список фактически исчерпывается.
Правда, в последнее время развивается еще одно направление: немало иностранцев приезжают к нам для посещения мест захоронения погибших во время войны родственников, отмечает Алексей Подоматько. Набирает обороты и организация бизнес-мероприятий для гостей: турфирмы сами берутся за проведение брифингов, конференций.
Что касается поиска клиентов, то и здесь есть универсальный рецепт: участие в международных туристических выставках позволяет существенно расширить базу посетителей. «На таких мероприятиях внимания к белорусским стендам проявляется довольно много, иностранцы живо интересуются, как к нам приехать и что посмотреть. Вместе с тем участие в программе потянет не каждая компания: стоимость взноса на крупную выставку порядка Br 10 миллионов», - говорит эксперт. Кроме того, «тормозят» потоки иностранцев в Беларусь и ряд других факторов: начиная с дорогих виз для зарубежных гостей и заканчивая запретом Нацбанка работать по предоплате с валютой и использованием ваучеров на оказание туристических услуг. Причем вопрос стоимости виз - один из острых: в Министерстве спорта и туризма отмечают, что эта мера приведет к сокращению количества гостей.
Что касается перспектив делового туризма, то, по мнению Алексея Подоматько, ситуация заметно изменится к 2014 году. «У нас на носу чемпионат мира по хоккею, планируется огромный наплыв туристов. В то же время сегодня в Минске нет возможности разместить большое число гостей: на 1 января 2010 года в столичных гостиницах и отелях было всего 5606 койкомест. Полагаю, что в ближайшее время ситуация начнет меняться: появятся новые отели, разовьется конкуренция, а значит, и цивилизованное ценообразование: большинство отелей сегодня сами диктуют стоимость проживания и пока еще не борются за каждого клиента», - отмечает специалист.
По данным Белстата, численность организованных туристов, посетивших Беларусь в 2009 году, по сравнению с 2008 годом увеличилась на 4,2 % и составила 95,5 тыс. человек. При этом из стран СНГ прибыли в республику 59,9 тыс. человек. Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией и Украиной - 56,5 и 2,4 тысячи приезжих соответственно.
Среди других стран мира лидерами по числу посещений республики являлись Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Соединенное Королевство, Турция. На их долю в прошлом году пришлось 64,6 % организованных туристов из других стран мира (в 2008 году - 67,9 %). Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Беларуси составила 5 дней.
По информации Государственного пограничного комитета, в 2009 году в Беларусь въехало около 4,9 миллиона иностранных граждан.
В 2009 году экспорт туристических услуг увеличился на 4,4 % и достиг $ 113,7 миллиона, в то время как импорт составил $ 37,7 миллиона. Прошлогодние итоги для отрасли стали более чем приятными: положительное сальдо сложилось в размере $76 миллионов.
В то же время по данным Всемирной туристической организации (ВТО), в начале этого года самым динамично развивающимся с точки зрения числа прибывших туристов стал Азиатско-Тихоокеанский регион, чьи показатели увеличились на 10 %. На втором месте - Африка с ростом в 7 %. Европе и Америке «досталось» на 3 % больше туристов по сравнению с прошлогодними показателями.
Общее количество туристических поездок в мире в январе-феврале 2010 года выросло до 119 миллионов. И хотя рост в течение двух месяцев и составил 7 %, это все равно на 2 % ниже рекордного уровня 2008 года. Эксперты прогнозируют: по итогам 2010 года рост числа туристических поездок составит от 3 до 4%.
При этом специалисты полагают, что апрельский транспортный коллапс, когда воздушное пространство многих европейских стран было почти неделю закрыто из-за извержения ирландского вулкана, серьезно не скажется на показателях туристической активности. ВТО оценивает возможные убытки для Европы примерно в 0,5 % от годового количества поездок, а в мировых масштабах - 0,3 %.
Доходы от иностранного туризма за 2009 год упали с 942 до 852 миллиардов долларов. Самыми популярными среди путешественников странами по числу прибывших и доходам от туруслуг по итогам года стали США, Франция и Испания.
Количество зарубежных гостей для каждой страны – своеобразный индикатор знаменитости. Чтобы привлечь толпы туристов, готовых оставить деньги, иногда даже не...