КАРЬЕРНЫЙ ВОПРОС. Поспорим-ка?. 21.by

КАРЬЕРНЫЙ ВОПРОС. Поспорим-ка?

10.06.2010 10:01 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Спорить с начальством всегда трудно - даже если у вас с ним сложились хорошие, практически дружеские отношения, если руководитель лояльно относится к инициативам подчиненных и вообще по жизни является "хорошим парнем". Как бы то ни было, суметь настоять на своем, переубедить шефа, корректно указать ему на ошибку получается далеко не у всех. Одной напористости тут мало - нужны собранность, мастерство вести переговоры, умение аргументировано излагать мысли. Или, может, лучше молчать, стиснув зубы, и неукоснительно выполнять все указания. Какая тактика больше себя оправдывает?

Поспорим-ка?
О чем спор?
Действительно, встречаются начальники, которые не признают чужого мнения. Слушая таких субъектов, всегда возникает одна и та же мысль - как они сумели выбиться в руководители, если элементарно не в состоянии прислушаться к разумным доводам. Такие боссы могут лишь отдавать глупые, порой даже вредные для компании приказы. Человек, который ставит во главу угла не разумные действия, а беспрекословное исполнение собственной воли, не сможет быть эффективным управленцем… Но прежде чем делать подобные выводы, стоит для начала разобраться в себе. Вас действительно не устраивает начальник или, может, просто не нравится сама работа? "Чтобы однозначно утверждать, прав начальник или нет, надо иметь веские основания. Если лично вы уверены, что руководитель - глуп и туп, это не значит, что так и есть на самом деле. Возможно, руководитель неприятен вам на личностном уровне. Вам, может, не нравится стиль его одежды и прическа. А еще есть вероятность, что начальник принимает решения, которые потребуют лишний раз "напрячься". Но это ведь не значит, что начальник не прав - считает коммерческий директор Павел Асташонок. - Каждый отдельный сотрудник обычно отвечает за свой кусок работы и может не учитывать интересы других подразделений. Начальник же видит всю картину работы фирмы целиком и принимает решения исходя из общих интересов. Притом, что подчиненный может чего-то не знать. Например, о "подводных течениях", о негласных договоренностях с внешними партнерами.

Поэтому сотруднику иногда кажется нелогичным то или иное решение директора. Но если непонимание царит постоянно, надо бить в колокола по другой, не менее острой проблеме. Возможно, на фирме плохо налажены каналы коммуникаций, нарушены горизонтальные и вертикальные связи. Когда решение директора часто вызывает недоумение, возможно, сотрудники не понимают целей и задач своей работы. До них не доводится общая стратегия, не налажено взаимодействие между отделами. На небольших предприятиях, где большинство персонала - это исполнители, отвечающие лишь за свой участок работы, это допустимо. В крупных фирмах такое положение должно насторожить".

Подхалим. Он же начальник
Хотя ситуация, когда руководитель не прав, но при этом все молчат - тоже не редкость. Он же руководитель..! Человеческий фактор является одной из главных причин любых ошибок. И справиться с ним сложнее всего. Поэтому если вы со всем согласны, вы либо подхалим, либо сами и являетесь тем самым начальником.
Хотя если без шуток, соглашаться с шефом, даже если тот не прав, иногда действительно приходится. Потому как себе дороже спорить, да и, помня прошлый опыт конфликтов, иногда просто не хочется связываться. Это ж почти закон - мое дело маленькое, раз сказали, значит, сделаю... А раз так, то извольте подчиняться. Притом, что если решение было изначально неправильным, вся ответственность может лечь не на плечи руководителя, а как раз на ваши. "Мой бывший директор любил отдавать распоряжения типа - позвоните туда-то, договоритесь с тем-то. Хотя уже заранее было известно, что люди, с которыми я должна была разговаривать, не хотят работать с нашей фирмой. В итоге я оказывалась виновата в том, что клиенты от нас уходят… Были еще странности. Он отдавал распоряжения, менеджеры исполняли, но если становилось хуже, директор обвинял коллектив в самоуправстве. Дошло до того, что мы просили все указания оформлять в письменном виде", - говорит секретарь Анастасия Ивашко.
Подобные ситуации встречаются сплошь и рядом. Ими заинтересовалась даже наука. После серии экспериментов, в которых участники фокус-групп играли роль руководителей и подчиненных, ученые Мадридского университета определили, что человека, который облечен властью, почти невозможно убедить в неправоте. И вся проблема заключалась не в личностных качествах руководителей, а в самом ощущении власти.
Что самое интересное, рекомендации по налаживанию диалога с руководителями были даны оригинальные. Чтобы убедить босса в том, что излагаемые вами идеи имеют смысл, нужно "довести его" до состояния неуверенности. Лучше всего, если разговор будет происходить не в кабинете, а в неофициальной обстановке. Для начала лучше сообщить неожиданную информацию, которая касается ваших идей. И как только шеф клюнет и обратит на вас свое внимание, важно ненавязчиво напомнить ему о властных полномочиях. Дескать, только благодаря вашей воле возможна реализация интересных проектов. Высока вероятность, что идеи будут не только выслушаны, но и претворены в жизнь.

Лучший способ выиграть спор - не вмешиваться в него…
…но не всегда это возможно. Как разумно отстаивать перед начальником свои интересы - мы спросили у Елены Стасевич, начальника финансового отдела компании ЗАО "Инволюкс".

- В споре с начальником когда лучше прикусить язык и молчать, мило улыбаясь?
- Для меня само выражение "спор с начальником" неприемлемо. В общении с руководителем (да и не только с ним) на мой взгляд, возможен лишь диалог, обмен мнениями. Я не являюсь сторонником высказывания "В споре рождается истина". Мое мнение: спор - это удел тинейджеров. А два взрослых, адекватных человека вполне могут обсудить вопрос спокойно, не доводя до спора. Думаю, что во время него трудно, даже невозможно услышать собеседника. Но если беседа принимает такой оборот, и я вижу, что начальник заводится, то стараюсь замять острый момент и вернуться к теме позже, выбрав более подходящее время, уточнив какие-то детали для большей аргументации собственного мнения.

- В каком случае важно не бояться высказывать свое мнение?
- Если ты "в теме", владеешь вопросом, убежден в результативности своего предложения, то не нужно бояться высказывать собственное мнение. Иное дело, если обсуждаемый вопрос не находится в сфере твоей компетенции или ты чувствуешь, что не уверен в своем мнении. Тогда, на мой взгляд, лучше оставить его при себе, хотя бы для того, чтобы "подпитаться" информацией по этому поводу. Тогда можно либо удостовериться, что ты на верном пути, и действовать, либо вовсе отказаться от этой мысли. И еще - очень важно видеть, что в твоем мнении нуждаются.

- Можно ли отстоять свои интересы в споре с начальником-самодуром?
- Можно. Лично в моей практике таких руководителей не встречалось, но думаю, что по жизни таких немало. Думаю, что больше шансов отстоять свои интересы не доводя дело до спора, если постепенно, аккуратно "подводить" руководителя к нужному тебе решению.

Некоторые психологи полушутя говорят, что переубеждать начальника - это все равно, что спорить с ослом. Однако практика общения утверждает обратное. Иногда и правда лучше согласиться пожертвовав малым. И все упреки сослуживцев в подхалимстве нужно просто перетерпеть. Но в серьезных делах, особенно тех, которые касаются лично вас и вашей работы, лучше сразу научиться говорить начальнику твердое "Нет". Опытные руководители тоже подмечают, кем из подчиненных можно манипулировать, а с кем наоборот, следует держать ухо востро. И разумные начальники уж точно знают, чье мнение действительно необходимо выслушать, к кому стоит обратиться за помощью в сложной ситуации. Смелых и умных нельзя не заметить… Так что бояться конфликта с начальством глупо. Лучше подумать, как остаться при взаимном интересе.

Дмитрий Резников
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Спорить с начальством - дело неблагодарное. Никогда не знаешь, чем это может закончиться. Но иногда так трудно промолчать! А стоит ли?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика