Это интервью было записано за несколько лет до того, как Алесь Михалевич объявил о неких собственных амбициях, потому сразу же оговоримся, что оно не имеет никакого отношения к обычному пиару.
Сейчас мы всего лишь существенно «освежили фактуру». Настолько существенно, что она стала абсолютно новой.
– Как курение кальяна началось для вас? – Ко мне оно пришло от друзей, которые среди прочих учили арабский язык и часто бывали в восточных странах. Встречался с ними в Праге или Киеве и начал получать приглашения «на кальян». Вначале отнесся к этому не очень позитивно, ибо никогда не курил и не курю сигарет вообще. Тогда мне было лет этак 25. Сразу мне не очень понравилось, но постепенно понял, что это очень хороший механизм расслабления тела. Тем более для меня, так как в то время я совершенно не употреблял алкоголь. Организм явно требовал какой-то релаксационной замены. От кальяна на утро нет такого «отходняка», как от спиртного.
– Смотря сколько и чего выпить… Насколько я понял, это не является чистым курением? – Совершенно верно. Прежде всего, потому, что в кальянах используется ароматизированный табак с различными вкусами и количество вдыхаемого никотина здесь гораздо меньше, чем от сигарет. Другое дело, что количество дыма там намного больше. Есть мнение, будто курение кальяна абсолютно безвредно. Хочу подчеркнуть: это неправда. Все доктора говорят, что дым, хоть он и проходит через воду, – это все равно дым. Да, он сильно очищается, но вредные для здоровья компоненты остаются по-любому. Те же канцерогены. В то же время у кальяна есть одно большое преимущество. Его не будешь курить во время обеденного или других перерывов. Традиционные «перекуры» здесь невозможны по определению. Я, например, курю кальян 3–4 раза в неделю, и этого вполне достаточно. Тот, кто курит сигареты, отлично знает, что их «уходит» и пачка в день, и больше. Без них невозможно представить свободное время или общение с друзьями. Курение кальяна – в большей степени ритуал. Это «выход в люди» или приглашение кого-то домой.
– У вас свой кальян? – Да, но я все равно стараюсь куда-то выходить. В Минске у меня есть любимое место. То же самое можно сказать про Гродно. Говорят, неплохой кальян-бар появился в Гомеле. Очень много хороших кальян-баров в Киеве и Варшаве. Да и в других европейских городах. Фактически это довольно широко распространено везде. Кстати, недавно попытался найти такое заведение в Вильнюсе. Пришел в одно любимое место – закрыто, второе – то же самое. Оказывается, вильнюсские власти запретили курение во всех общественных местах, и под запрет попал кальян. Таким образом, все специализированные под это дело места бездумно были закрыты. Это я к тому, что не все позитивное связано с запретами…
– Некоторые считают курение кальяна чем-то близким к употреблению наркотиков. Миф этот был создан еще в советское время. Насколько он близок к действительности? – Кальян – абсолютно легальная вещь. Другое дело, если кое-кто вместо табачной смеси использует марихуану или какое-то более сильнодействующее вещество. Естественно, эффект будет другим. Но кальян здесь ни при чем. Это то же самое, что с курением «самокрутки». Можно в нее завернуть табак, а можно что-то другое. Коноплю, например. То же можно сказать и про папиросы, которые часто набивают «по новой». Так что, после этого запрещать «самокрутки» или папиросы? В Беларуси культура курения кальяна начала распространяться после того, как стал доступным отдых в Египте, Турции, Марокко, Тунисе и других арабских странах. К нам это пришло оттуда. Отдыхая, люди учились курить кальян и начали привозить его сюда. На сегодняшний день кальянные аппараты можно купить в любом крупном минском супермаркете. Много специализированных магазинов. Никаких проблем с покупкой сейчас нет.
Это интервью было записано за несколько лет до того, как Алесь Михалевич объявил о неких собственных амбициях, потому сразу же оговоримся, что оно не имеет никакого...