Белорусы не считают себя пострадавшими от кризиса, но жалуются на рост цен и коммунальных тарифов. 21.by

Белорусы не считают себя пострадавшими от кризиса, но жалуются на рост цен и коммунальных тарифов

16.06.2010 15:45 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Мировой финансово-экономический кризис мало повлиял на материальное благополучие белорусов, но привел к усилению давления на рынке труда, снижению занятости и сокращению нематериальных бонусов. Об этом свидетельствуют результаты исследования "Социальные последствия мирового финансового кризиса", проведенного в конце 2009 - начале 2010 года лабораторией НовАК совместно с Белорусским институтом стратегических исследований (BISS, Литва) и исследовательским центром Института приватизации и менеджмента.
 
Опрос населения проведен по репрезентативной выборке объемом 1500 респондентов.
 
Исследование показало, что кризис заметило около 65% населения (ответы "ощутил кризис" или "скорее, ощутил"). При этом 14% опрошенных заявили, что из-за кризиса их доходы значительно снизились, треть – немного снизились и у 40,7% - не изменились.
 
Анализируя причины сокращения своих доходов, респонденты сетовали на кризис (40% опрошенных), политику государства (18,9%) и действия работодателя (16,2%). В целом эксперты отметили, что экономическое самочувствие населения в конце нынешнего кризиса значительно лучше, чем было в начале 2000 года, когда правительство предпринимало жесткие меры по балансированию госфинансов.
 
Обращает на себя внимание оптимизм белорусов – 19,9% респондентов ожидают некоторого увеличения доходов в течение года, 53,8% уверены, что доходы останутся на прежнем уровне. Некоторого снижения доходов в течение года ожидают около 25%.
 
Так что, несмотря на кризис, можно ожидать в ближайшее время и роста потребительских расходов, и осуществления отложенных покупок.
 
При этом около 5% опрошенных заявили, что в период кризиса потеряли работу, что существенно отличается от официальной статистики по безработице, учитывающей только тех безработных, кто регистрируется в Службе занятости населения.
 
Основными проблемами, беспокоящими белорусов, были названы рост цен (68,6%), рост коммунальных тарифов (54,8%) и спад производства (26,2%).
 
Больше всего пострадавшими от кризиса себя считают рабочие, индивидуальные предприниматели, безработные и бюджетники. Меньше всего – пенсионеры и студенты.
 
В большей степени ощутили кризис менеджеры, руководители высшего звена и владельцы бизнесов (около 63% опрошенных), а также индивидуальные предприниматели (47,1%), в меньшей степени почувствовали кризис бюджетники (31,5%) и госслужащие (26,9%). При этом для топ-менеджеров и владельцев бизнеса кризис мало отразился на их личных заработках: значительное снижение доходов признали 9,1% руководителей высшего звена и 10,3 – среднего.
 
Даже ощущая от кризиса определенный дискомфорт, далеко не все опрошенные готовы к активным действиям для повышения своего финансового благополучия. Около 40% респондентов, преимущественно пенсионеры и молодежь, признались, что не сделали ничего для минимизации последствий кризиса. Да и большинство остальных опрошенных в качестве антикризисной стратегии выбрали сокращение потребления и трату сбережений. Подработку нашли 10,9% белорусов, около 2% предпочли поправить свое материальное положение незаконным путем.
 
Виноватыми в кризисе белорусы считают в основном международные корпорации и международные финансовые организации, правительство США. Президент Беларуси в качестве виновника кризиса не поднимался выше третьего места. Авторы исследования констатировали, что, несмотря на кризис, протестные настроения в белорусском обществе остаются на низком уровне: число тех, кто готов к каким-то формам активного протеста (участие в митингах, забастовках), не превышает 10%.
 


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мировой кризис мало повлиял на материальное благополучие белорусов, но привел к усилению давления на рынке труда, снижению занятости и сокращению нематериальных...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика