Вся жизнь Николая Никифоровича Сенько, разменявшего девятый десяток, связана с деревней Новая Мышь в Барановичском районе.
— Я в Мыши всех знаю, — с гордостью говорит он. — Ну сейчас, может, меньше. Люди перестали ходить к фотографам...
Это правда — перестали. Теперь цифровые камеры и мобильные телефоны позволяют обходиться без помощи других: нажал кнопку, сбросил фото в компьютер, сделал электронную презентацию, и можно даже не печатать фотографии на бумаге. А ведь еще пару десятков лет назад без фотографа не обходилось ни одно значимое событие в жизни. Человека с фотоаппаратом звали и на свадьбу, и на похороны, и на день рождения, и на демонстрации, и на спортивные соревнования, и на крестный ход. Возможно, именно поэтому пенсионер Сенько создал в своей деревне музей истории фотографического дела...
Николай Сенько был в Новой Мыши первым профессиональным фотографом сельского быткомбината. Фотосалон открылся здесь в 1957 году, правда, без работника. Вот и присмотрело руководство предприятия талантливого парня–самоучку и предложило ему заведовать салоном. Построили в деревне «будку», проект которой Николай подсмотрел в Барановичах, и она стала принимать первых посетителей. Первое время пришлось съемку вести даже без электрического освещения. Впрочем, Николая Сенько трудности не пугали. За плечами была война. После освобождения Белоруссии он, 16–летний подросток, заведовал военным складом топлива и маслораздаточным пунктом. В должности заведующего проработал 8 месяцев, получив неоценимый жизненный опыт.
— Николай Никифорович, а все–таки откуда возникла идея сделать музей? — спрашиваю я своего гида.
— Да я с детства ничего выбросить не мог, все всегда хранил и собирал. В 1990 году ушел на пенсию, заболел, врачи запретили мне фотографировать. Так я хоть музей сделал, посвященный любимому делу...
С фотоаппаратом в руках Сенько обошел всю округу, снимал свою и окрестные деревни, послевоенные Барановичи, природу. Покупал новые фотоаппараты, оборудование, а старое... хранил.
В небольшом музее — два помещения. В закутке при входе у Николая Никифоровича пристроены прожекторы и лампы, а дальше — комната с витринами и полками. Здесь и хранятся главные сокровища старого фотографа — его первый студийный фотоаппарат, произведенный еще в XIX веке, старые «Зениты» и «ФЭДы», «Москва» — фотоаппарат «допленочного» периода. А еще — ванночки, увеличители, пленки, фотобумага, химикаты, бачки, объективы и даже машинка для изготовления тиснения на фотобумаге.
Но, конечно, самые ценные экспонаты музея — фотографии. Здесь можно увидеть и первую будку фотографа, гордо именовавшуюся «фотосалоном», и портреты новомышевцев, и множество самых разных жанровых снимков.
Какая еще деревня может похвастаться такой достопримечательностью? Музей, а на его стенах — вся ее история, запечатленная и сохраненная с огромной любовью.
— Музей еще пока не завершен, — уточнил Николай Никифорович, провожая до калитки. — Но я обязательно все закончу. Недавно вот решил цифровой фотографией заняться, но пока еще не очень получается — старая техника мне ближе и понятнее.
Я уезжала от Николая Никифоровича, увозя с собой подарок — снимок моего родного города, сделанный им в 1948 году. И думала о том, что Новой Мыши очень повезло. И со своей старой историей, и с новой, сохраненной для потомков обычным деревенским фотографом.