Когда на прошлой неделе мировые цены на пшеницу достигли максимальных отметок за последние два года, все надеялись, что это предел. В Европе такого резкого скачка (сразу почти на 30 процентов) не было с августа 1973 года. Импортеры не сводили глаз с ценового ралли на мировых биржах. Ситуация на рынке зерна нервозная, близкая к панике. Разного рода эксперты подливали масла в огонь: мол, не волнуйтесь, это еще не конец.
Американские горки
На вести с засушливых полей России, Казахстана, Украины, стран Евросоюза, а также с залитых дождями полей Канады мгновенно реагировала кривая ценовых котировок на Чикагской зерновой бирже. И если вначале она просто медленно ползла вверх, то потом начались настоящие американские горки. В прошлый вторник сентябрьские фьючерсы на пшеницу выросли на 7,5 процента, вплотную подойдя к психологической отметке 7 долларов за бушель (единица измерения, равная 27 кг). Мировая пресса анализировала снижение прогноза урожая зерновых до 70 — 75 миллионов тонн в России. Это минус 25 процентов по сравнению с 2009 годом. Разогрели рынок и новости о сократившемся производстве в Казахстане, а также слухи об экспортных ограничениях в Украине. Помимо всего прочего, писала немецкая «Вельт», в России крепнут предположения, что аграрные предприятия Черноморского региона, которые не затронула засуха, придерживают зерно в ожидании дальнейшего роста цен. Французская «Фигаро» гадала, сможет ли Россия удержаться в тройке лидеров–экспортеров. «Очень легко уйти с рынка экспорта, но сложно туда возвращаться. Уникальные возможности по экспорту зерна, с таким трудом завоеванные нами в последние 5 лет, потерять будет обидно», — цитировало издание Павла Скурихина, президента Национального союза зернопроизводителей. Заверение российского минсельхоза о сохранении экспортных намерений несколько охладили мировой рынок, и котировки даже отошли ниже 7 долларов за бушель. Однако ненадолго.
В четверг еще вовсю шли торги на биржах, когда в России было принято решение о временном запрете на экспорт. Оно начнет действовать с 15 августа по 31 декабря 2010 года и коснется пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, а также пшеничной или пшенично–ржаной муки. Реакция рынка была мгновенной. В США фьючерсы на пшеницу выросли на 4,4 процента, так что цена зерна с поставкой в сентябре 2010 года превысила отметку 8,21 доллара за бушель. Скачок цен произошел и на азиатских, и на европейских торговых площадках.
После того как Россия приостановила экспорт пшеницы, некоторые из крупнейших мировых импортеров зерновых спешат найти альтернативные источники поставок, пишет «Файнэншл Таймс». Сегодня запасы выше, чем на момент продовольственного кризиса 2007 — 2008 годов, но роль России в поставках пшеницы и других зерновых на мировой рынок увеличивалась и тяжелейшая за последнее столетие засуха на российских полях застигла многих врасплох. Ситуация неизбежно ударит по розничным потребителям, особенно в бедных странах, где стоимость хлеба является значительной статьей расходов семьи. По словам трейдеров, в ближайшие недели рост цен на пшеницу на мировых рынках продолжится: биржи ждут прояснения обстановки в связи с российским запретом. Зато американские фермеры, видимо, получат хорошие прибыли: там ожидается крупнейший за последние 20 лет урожай, отмечает газета.
По данным Российского зернового союза, накануне введения запрета на экспорт, примерно, 700 тысяч тонн российского зерна ожидали отправки на внешние рынки: 500 тысяч тонн на элеваторах и 200 тысяч тонн на пути к морским портам. РЗС уже обратился к правительству с просьбой перенести вступление запрета в силу на 1 сентября.
Пирожки и макароны
Однако большинство экспертов все же уверены, что этот временный запрет на экспорт — самое правильное решение. Да, потерять мировые позиции жаль, но важнее поддержать своего производителя и свое сельское хозяйство. Ситуация на самом внутрироссийском рынке сейчас вызывает большие опасения. Российские пищевики уже выступают с предупреждениями о росте цен на продовольствие. И это несмотря на то, что пока недостатка в пшенице, ячмене, ржи нет (велики запасы прошлых лет). В Московском регионе цены на муку уже подскочили почти вдвое. В Приволжском округе мука подорожала на 62 процента, в Самаре — на 73 процента. Наиболее серьезный рост цен произошел на крупы — от 50 до 100 процентов в разных регионах. На 30 процентов подорожал сахар. То есть в целом инфляционные ожидания на российском рынке существенные. Поэтому их необходимо гасить, и именно запрет на экспорт может охладить спекулятивный рост цен.
Что диктует рынок
Беларусь уже заявила о намерении продать на экспорт излишки ржи и ржаной муки. «Мы рассмотрим возможность реализации и других зерновых культур в зависимости от собранного урожая, — сообщил Василий Павловский, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия, конкретизировав: — Экспортный потенциал картофеля оценивается приблизительно в 250 тысяч тонн. Его мы, скорее всего, продадим в Россию, уже ведутся переговоры». Всего же за рубеж из 2,2 миллиона тонн овощей, которые планируется собрать, отправится 500 тысяч тонн. Изменится в этом году ситуация с рапсом. Если раньше Беларусь торговала маслосеменами, то теперь весь урожай, а это порядка 1 миллиона тонн, будет переработан отечественными предприятиями. А на экспорт пойдет уже рапсовое масло, что намного выгоднее.
Рожь и ржаную муку Беларусь будет реализовывать через биржу. Это и оперативно, и дает возможность — за счет открытой конкуренции — продать выгоднее. «Сейчас самое время выходить на торги, — считает финансовый аналитик Сергей Чалый. — Пока цены держатся достаточно высоко, можно продать все излишки очень выгодно». Анализируя ситуацию на мировых рынках, С.Чалый не исключает и дальнейший рост цен, но «если вспомнить историю 2008 года, когда по миру прокатились «голодные бунты», на самом пике негативных новостей произошел резкий перелом — цены мгновенно полетели вниз и падали еще очень долго». Причем именно пшеница падала больше других культур. Так может произойти и сейчас, считает эксперт. Тем более если посмотреть на историю цен, то можно увидеть, что происходящее сегодня — не столько взлет, сколько выход из достаточно глубокой ценовой ямы.
На Белорусской универсальной товарной бирже торги по всему спектру сельхозпродукции идут каждый день. Мировые волнения вокруг зерна находят свое отражение при торгах на молочную продукцию. Взаимосвязь очевидная. На бирже царит небывалая активность, несмотря на отпускной сезон у трейдеров. В прошлую среду в торгах на сухое и цельное молоко участвовали 43 покупателя, на масло и сыры — 54. «За июль — рост цен налицо, — анализирует Петр Шульга, начальник отдела торгов сельхозпродукцией Белорусской универсальной товарной биржи. — Килограмм сухого обезжиренного молока подорожал на 1,20 доллара, масла — на доллар, сыров — на 60 — 70 центов». Конечно, на активный рост цен повлияли те причины, которые делают погоду на мировых биржах. 95 процентов выставленных на торги в среду масла и сыров ушли в Россию. Кроме того, сейчас по торгам можно говорить о подъеме мировой экономики: спрос увеличился значительно. Что касается продажи нашего зерна и муки, то пока торги не проводятся. «Мы готовимся, — говорит П.Шульга. — Пока мы ждем баланс. Чтобы не спровоцировать внутренний рост цен. Потом начнем торги».
А вот твердую пшеницу, 30 тысяч тонн которой мы обычно докупаем, выгоднее будет приобрести через прямые договоренности и контракты с продавцами, а не через биржу. И наверняка пока можно подождать. Хотя некоторые эксперты советуют не затягивать с закупками. По их мнению, между сегодняшним ажиотажем и новым сезонным витком цен на пшеницу не такой уж большой временной лаг.
Кстати
Россия обратилась к Беларуси и Казахстану с предложением также ввести временный запрет на экспорт зерна. Это объясняется опасением, что российское зерно может попасть на внешние рынки через территории Беларуси и Казахстана, которые находятся вместе с РФ в Таможенном союзе.
В Казахстане между тем заявили, что пока не видят необходимости закрывать экспорт своего зерна, несмотря на соответствующий запрос со стороны России. Об этом сообщил представитель минсельхоза Казахстана. Ранее президент Нурсултан Назарбаев заявил о планах экспортировать в сезоне 2010/11 года 8 миллионов тонн казахстанского зерна.