Указ «О создании автодорожного обхода территории Национального парка «Беловежская пуща» подписан в середине мая, и можно было бы предположить, что многое еще согласуется и проектируется. Но в Каменецком районе моему взору предстала удивительная картина: кипит работа на будущей дороге! Напомню, беловежский объезд пройдет по Каменецкому району, затем проляжет через Пружанский, а завершится на Гродненщине, в Свислочи. Общая протяженность объездной трассы — 188,7 километра. Почти половина дороги пройдет через леса, поля, низины и даже болотистые места. А свое начало обходной путь, призванный «расшевелить» околопущанскую жизнь и вдохнуть перспективу в умирающие деревушки, берет в малоизвестном селе с интересным названием Волкоставец...
Нулевой километр
Добраться в эту тихую деревушку на самой границе с Польшей оказалось непросто. Часть пути от деревни Дмитровичи совпадала с будущей новой трассой, а ехать по ней — настоящее испытание. Колеса вязнут в песке. Жара усугубляется пылью, которую разносят большегрузные самосвалы. Часто попадаются сваленные в кучи корневища и ветки деревьев: дорогу расширяют, обещая довести ширину асфальтобетонного покрытия до 9 метров.
Волкоставец — маленькая деревня с населением 31 человек. Есть магазин. Другая необходимая для жизни инфраструктура отсутствует. Транспортная связь с «большой землей» — автобус, который заезжает сюда по понедельникам и пятницам.
— Водитель живет в деревне Омельянец, так звоним ему, если в другой день надо в райцентр, заезжает, — жительница Волкоставца Мария Семенова на судьбу не жалуется.
Почему именно в Волкоставце определен нулевой километр этой дороги, мне, честно говоря, непонятно. Оказалось, не только мне. Во время недавнего приезда в Каменец министра транспорта и коммуникаций Ивана Щербо местные власти аргументированно объяснили необходимость продлить обход до Песчатки — там есть погранпереход, который в следующем году модернизируют. Какая–никакая дорога между Волкоставцем и Песчаткой существует, но туристы по ней даже ради экзотики не поедут. На обустройство пути нужно дополнительно 35 миллиардов рублей (стоимость всего обхода — 330 миллиардов). И, скорее всего, выход на Песчатку включат в областной инвестпроект. А ведь брестчане изначально предлагали начать обход с Песчатки, но в Минске решили иначе. Теперь, получается, промах будет устранен за счет областного бюджета...
Тайны у обочины
Около Волкоставца есть красивое озеро. Здесь можно поставить несколько домиков для туристов или даже построить целый туристический комплекс: природа красивая, первозданная, сосны тянутся к небу — они невероятно высокие, такие, кажется, называют корабельными. Но кому известно об этом озере?
А кто знает об уникальном деревянном православном храме в деревне Омельянец, рядом с которой пройдет трасса? Свято–Крестовоздвиженская церковь отличается от большинства деревянных церквей Брестской области. Никого здесь не удивишь униатскими строениями, а тут — необычный для запада Беларуси неорусский стиль.
— Деревенский храм сгорел, и по просьбе прихожан сюда в 1925 году перевезли церковь из Яблочинского монастыря — это Польша. А колокола храму подарил маршал Жуков, — удивляет настоятель прихода Алексей Логашев. Дальше на пути деревня Панасюки. На въезде — три деревянных креста. Дубовые, старинные...
— Строители перенесли их на другую сторону дороги, — пенсионерка Евгения Юзвук рада, что сохранили святыни. — Я в 1930 году родилась, а кресты уже были. Никто в деревне не знает, когда они здесь появились. Когда подгнивали снизу, их обрезали и устанавливали снова. Это наша реликвия.
Еще одна местная достопримечательность — три креста в самой деревне. Два из них — ровесники придорожным, третий поставили в 1929 году здешние хозяйки с просьбой спасти село «от губительства скотов».
— Когда на коров напал мор, люди установили крест. Наверное, помог, — Лариса Семенюк тогда еще не родилась. Старушка показывает мне надпись, причем на русском языке, хотя в то время деревня была «под Польшей».
Панасюки — умирающее село, всеми забытое, если верить старожилам, даже Дмитровичским сельсоветом. Правда, надежда на будущее, хоть и слабенькая, но есть. С началом строительства дороги я не первая, кто нарушил здешнюю тихую жизнь. Недавно неподалеку велись археологические раскопки: проектная документация по стройке отправлена в Академию наук, и у археологов появилась уникальная возможность поработать на большой площади.
Минуя Панасюки, дорога вклинивается в Осинки, затем через лес уходит на Дмитровичи мимо Рожковки. Деревню с выстланной брусчаткой улицей и Свято–Казанской церковью, где хранится удивительная икона Божией Матери Рожковской, спасшей местное население от расстрела в годы войны, решили обойти. Но это совсем не означает, что здесь, в стороне от трассы, не может быть туристической инфраструктуры...
Чем еще могут привлечь инвесторов околопущанские села? Жемчужинок здесь не счесть, только кому–то нужно постараться, чтобы собрать их и показать инвесторам. Да и настоящие жемчужины встречаются. Например, деревня Лысково Пружанского района — целый музей под открытым небом. Здесь сохранились синагога (XIX в.), остатки костела и монастыря миссионеров (1763 — 1785 гг.), остатки замка (XV — XVI вв.), могила поэта и драматурга Франтишка Карпинского, а недалеко от Лысково — курганы XII века. Кажется, совершенно правильно решили, что прокладка трассы через деревню будет способствовать ее возрождению и популяризации.
Но лично я, считавшая, что знаю все уникальные места Брестчины, проведала о Лысково... благодаря криминальной сводке («Топорное сознание», «СБ» за 13 мая). А как быть остальным, кто сводками не интересуется?
Направление и содержание
Дорожники стараются. По всему видно, что за два отведенных им года они построят замечательный дорожный обход. Вот только для кого? Огромные бюджетные деньги, которые тратятся на это строительство, предполагают отдачу. Ее может принести туристическая инфраструктура в местах прохождения трассы, в ближних и дальних окрестностях. Здесь могут быть построены турбазы, агроэкоусадьбы, кафе, автозаправки...
Чтобы узнать, какие участки и условия предлагаются потенциальным инвесторам, первым делом обратилась на сайт Брестского облисполкома и интернет–страницу Каменецкого райисполкома. Не поверите, ничего о строительстве не нашла! Ни один из трех телефонов, номера которых на сайте облисполкома указаны как координаты отдела инвестиций и инновационной деятельности, так мне и не отозвался.
Начальник отдела экономики Каменецкого райисполкома Александр Михальчик, которому я высказала удивление насчет отсутствия информации, пообещал в ближайшее время выложить на сайт схему, где определены перспективные места для инвесторов:
— Как только четко будет обозначен курс дороги, который сейчас может поменяться, например, из–за каких–нибудь геологических особенностей местности, все предложения сделаем достоянием гласности. Мы, впрочем, и сейчас ждем инвесторов. Пусть обращаются к нам, в Каменецкий райисполком. Если интересует территория Беловежской пущи — в администрацию национального парка.
Александр Михальчик рассказал, что в Новицковичах уже куплено здание с перспективой развития агроэкотуризма. В Каменце отведен участок под гостиницу. Запланирована реконструкция АЗС около райцентра. Фермерское хозяйство «Пущанская тайна» получило землю. Желающим предлагается земельный участок у деревни Мельники, документы на который уже готовы...
Немало, но пока и не много. Беловежский обход сегодня — пока лишь направление без содержания. Чтобы он приносил дивиденды и был не просто дорогой, по которой могут добираться в райцентр жители небольших деревень, многим нужно постараться. Четко осознавая, что эта работа не менее важная, чем возведение мостов через реки и километров пути через болотные топи...
Кстати
Объект разделен на 11 пусковых комплексов: 3 — в Гродненской области и 8 — в Брестской. На строительстве трудятся дорожники из Бреста, Гродно, Минска, Могилева и Рогачева.
Цифры
На всем протяжении обхода будут построены 6 мостов. Самый крупный — длиной 128 метров — начали возводить через реку Лесная около деревни Голый Борок неподалеку от Каменца.
Указ «О создании автодорожного обхода территории Национального парка «Беловежская пуща» подписан в середине мая, и можно было бы предположить, что многое еще...