За последние годы сельхозпредприятия серьезно обновили свой технический парк. Сегодня почти невозможно увидеть 20–летний комбайн или трактор–развалюху. Однако отношение к современным машинам, купленным при помощи государства, не везде бережное. Их передают порой в весьма ненадежные руки — тем людям, которым садиться за руль вообще нельзя.
...Когда услышал, что в Хотимском районе трактористы, лишенные водительских прав, лихо пашут поля, ездят по дорогам с молчаливого одобрения руководителей хозяйств, поначалу не поверил. Но вот с сотрудниками ГАИ мы приехали в сельскохозяйственный производственный кооператив «Ботаево». У главного инженера Андрея Прибыша я поинтересовался: сколько в хозяйстве трактористов, лишенных водительских прав?
— Двое, — честно ответил Андрей Валерьянович.
— И вы об этом так спокойно говорите?
— А что тут таить? Все об этом знают. В конце концов, не я им наряд на работу выписываю, а председатель.
Исполняющий обязанности председателя «Ботаево» Владимир Стрельцов, услышав вопрос о механизаторах, лишь вздохнул грустно:
— Некому работать, поэтому вынуждены сажать за руль кого попало.
По дороге в соседнее хозяйство — СПК «Искра» — для проверки документов остановили трактор. Механизатор Петр Шлагов права предъявить не смог. Трехгодичный срок, на который его лишили права управления транспортными средствами, обнаружив пьяным за рулем, истекает лишь в марте.
По словам главного инженера «Искры» Александра Ермоленко, кроме Шлагова, в хозяйстве еще двое «бесправных» механизаторов, которые ежедневно садятся за руль.
По идее, руководителей хозяйств только и остается, что пожалеть: не от хорошей жизни они идут на нарушения. С другой стороны, фактически поощряя тех, для кого дисциплина на дороге — пустые слова, они, можно сказать, создают предпосылки для трагедий. В прошлом году, например, сотрудники ГАИ Хотимского района только на автотрассах задержали семерых пьяных трактористов. Четверо из них ранее уже были лишены прав. Урок, получается, впрок не пошел...
— О том, что в СПК сажают за руль людей, которые не должны управлять транспортным средством, как и о том, что перед выездом на линию отсутствует контроль за водителями, мы не единожды сообщали в райисполком, — говорит временно исполняющий обязанности начальника отделения ГАИ Хотимского РОВД Федор Пезкин. — Знаю, что оттуда была команда: трактористов, лишенных прав, за руль не пускать.
Однако распоряжение районной «вертикали», похоже, осталось для председателей сельхозкооперативов пустым звуком.
— Никакие ссылки на нехватку людей оправданием служить не могут, — считает первый заместитель председателя Хотимского райисполкома Сергей Дроздовский. — Ведь председатели СПК деньги получают за руководство хозяйствами. Пусть и думают, как найти и закрепить у себя профессионалов.
Хотимский район, к сожалению, не единственный, где наблюдается опасная тенденция. По дороге в Могилев, на территории Костюковичского района, сотрудники ГАИ решили проверить документы у тракториста. Механизатор СПК «Демидовичский» Сергей Зеленков ничего не смог предъявить, кроме оправданий. Мол, водительского удостоверения лишился, когда был навеселе. Правда, уже больше года прошло с того момента, как можно идти за «корочкой». Но времени все нет. О том, что у тракториста нет прав, руководство хозяйства знает. Но смотрит сквозь пальцы: лишь бы работал...
Стоит ли удивляться, откуда на наших дорогах водители, которым на остальных участников движения попросту наплевать? Нормальный шофер будет соблюдать правила дорожного движения в том числе и потому, что опасается лишиться водительского удостоверения. А чего ожидать от тех, кому терять нечего?
— Иначе как безобразием такую ситуацию назвать не могу, — комментирует начальник ГАИ УВД Могилевского облисполкома Михаил Невмержицкий. — Закон нарушать никому не позволено. Даже с учетом «объективных обстоятельств» вроде нехватки кадров... Мы изучим ситуацию во всех хозяйствах области. Посмотрим, где, несмотря на наши предписания и запреты, по–прежнему допускают к управлению транспортными средствами тех, кто трактор стороной должен обходить. Порядок обязательно наведем.
Давно пора. А пока мой вам совет: увидите на дороге трактор — объезжайте его как можно дальше. На всякий случай.
Кому терять нечегоЗа последние годы сельхозпредприятия серьезно обновили свой технический парк. Сегодня почти невозможно увидеть 20–летний комбайн или...