Готовы ли белорусы к введению моратория на смертную казнь?
Отмена смертной казни или введение моратория на ее применение — одно из важнейших условий предоставления Беларуси статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы. Наблюдатели гадают о том, кто кому нужен больше: Страсбург Минску или наоборот? Беларусь прокладывает себе дорогу в развитое демократическое завтра. Западные соседи настойчиво популяризуют то, что сегодня принято называть «общеевропейскими ценностями».
Главное — договориться в терминах
Стороны ведут отчаянные дискуссии и, надо признать, обмениваются равнозначно весомыми доводами. Камень преткновения — подход к решению задачи, а их два, глобальный и локальный.
Западные европейцы, давно сформулировавшие и опробовавшие на практике законы и принципы мироустройства «по-европейски», гуманизируют полемику. Их аргумент: «Смерть — это не правосудие». Под таким призывом в Минске проходит тематическая экспозиция, организованная Советом Европы, его информационным пунктом в Минске и Представительством Европейского союза в Беларуси. «Смертная казнь — это пародия на правосудие. Это — варварская мера, которая не может предотвратить преступления, она не помогает жертвам преступлений и превращает убийц в мучеников, а судебные ошибки — в необратимые трагедии», — провозгласил генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд.
Белорусы от принципов гуманизма не отказываются, но ссылаются на не менее важную с точки зрения демократического сообщества норму — плебисцит. В ходе общенародного референдума 2004 года 80% населения Беларуси проголосовало за сохранение института высшей меры наказания. Слово народа закон? Только не в данном случае, отвечают продвинутые европейцы. Мера слишком непопулярная. Беларусь — последняя в списке европейских стран — сохранила в арсенале отечественной пенитенциарной системы расстрельную статью. Но ведь и в государствах, последовавших общеевропейской альтруистичной логике, нет единства во мнении о целесообразности отмены высшей меры наказания. Во-первых, не всякий сведущий в правах налогоплательщик готов содержать «на свои кровные» изуверов-рецидивистов. Во-вторых, кто возьмет на себя смелость провести разграничительную линию между тем, где начинается христианское милосердие по отношению к преступнику и где заканчиваются страдания жертвы преступления и ее близких? «Если вопрос об отмене смертной казни оставить на усмотрение населения, она никогда не будет отменена. Для принятия такого решения необходимо политическое мужество», — заявил представитель Генеральной дирекции по вопросам демократии и политики Совета Европы Майкл Ингельдоу в ходе встречи с белорусскими журналистами, посетившими Страсбург. С ним солидарны многие европейские эксперты. Во Франции — цитадели Совета Европы и Европейского суда по правам человека — смертная казнь была отменена благодаря политической воле руководства страны вопреки воле граждан в 1981 году.
Белорусов деликатно подводят к принятию европейского выбора. Во имя гуманистического просвещения народных масс организовываются семинары, конференции, выставки. За дело взялись вузы, средства массовой информации, общественные организации. Белорусских законодателей убедить уже удалось. По мнению главы комиссии по законодательству и судебно-правовым вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Николая Самосейко, для принятия решения по дискуссионному вопросу необходимости в проведении повторного референдума нет. «На данный момент в Беларуси созданы необходимые предпосылки и условия для введения моратория на смертную казнь и последующей ее отмены», — заявил он. Депутат полагает, что белорусский обыватель «созрел». «Общество подошло к тому, чтобы в республике был введен мораторий на смертную казнь», — убежден слуга народа. Председатель Конституционного суда Беларуси Петр Миклашевич более сдержан в прогнозах. «Отменить смертную казнь в Беларуси можно только путем референдума. Эта норма заложена в Конституции страны», — утверждает блюститель законности.
Вперед — к победе гуманизма!
Создавая Совет Европы в мае 1949 года, его основатели ставили перед собой амбициозную задачу: добиться максимального единства между государствами-участниками на основе общего духовного и морального наследия народов. Базовые принципы — демократия, права человека, обеспечение достойного качества жизни. Цели — защита прав человека и верховенства права; укрепление демократической стабильности в Европе путем поддержки многоуровневых политических, правовых и конституциональных реформ; борьба с нетерпимостью, дискриминацией меньшинств, ксенофобией, терроризмом, коррупцией, наркоманией, прочими социальными изъянами; развитие культурной самобытности; поддержка социальной сплоченности и социальных прав. Сегодня Организация представляет интересы 800 миллионов человек из 47 государств. Плюс пять стран, имеющих статус наблюдателя, — Ватикан, Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки и Япония. К слову сказать, в двух последних (США и Японии) смертная казнь не отменена.
Вообще-то чести быть допущенной в «храм демократии» (так еще именуют Совет Европы) Беларусь уже удостаивалась. В 1993 году на волне парада суверенитетов наша страна без особых перипетий заручилась признанием этой авторитетной международной структуры. Правда, ненадолго. В 1996-м в контексте проводимой тогда двусторонней политики между Беларусью и остальной Европой (точнее, вследствие отсутствия поступательного движения) Парламентская ассамблея Совета Европы лишила Минск статуса гостя Организации. Лед тронулся в июне прошлого года. В Ассамблее был представлен доклад, в котором содержалось предложение уставному органу ПАСЕ — Бюро — рассмотреть вопрос о возможном начале процедур по возвращению Минска. Однако за несколько часов до обсуждения резолюции по докладу парламентарии внесли поправку, согласно которой Беларусь сначала должна ввести мораторий на смертную казнь.
Да восторжествует здравый смысл!
Было бы наивным считать колебания Минска по поводу введения пресловутого моратория единственной кочкой на пути Беларуси в объятия Совета Европы. Наверняка вслед за удовлетворением этого условия, будут выдвигаться все новые и новые требования. Впрочем, стороны согласились на диалог, и это уже само по себе основание для оптимизма и надежд. Европа не намерена отступать от статус-кво и, тем не менее, терпеливо внемлет точке зрения белорусских партнеров. Беларусь от категоричного отрицания выставляемых стране ультимативных предложений сформулированных, по принципу «да будет так» ступила на тонкий лед поиска компромисса. Процесс идет, пусть и не так гладко, как хотелось бы. Избавляться от стереотипов непросто. «К сожалению, европейские функционеры не всегда доводят до своих коллег то, что они видят и слышат в Беларуси, не всегда делятся своими положительными впечатлениями, возвращаясь в штаб-квартиры тех организаций, которые они представляют, будь то Страсбург или Брюссель», — утверждает представитель Беларуси в Совете Европы Андрей Бушило.
Здравомыслящие европейцы не могут не осознавать, что для белорусского общества, с немалой долей опасения отступающего от устоявшихся норм, традиций и обычаев, дебаты о введении моратория на смертную казнь не просто риторический вопрос стрелять или не стрелять. Обыватели в своем большинстве недоумевают по поводу актуальности постановки проблемы. Самые консервативные вовсе отказываются признавать существование таковой. Времена поголовных репрессий давно позади. Согласно Конституции страны, смертная казнь применяется в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Этого достаточно. К чему ломать копья?
Однако белорусским политическим кругам тема небезразлична, а потому она обсуждается. По утверждению наших дипломатов, их стараниями, стараниями белорусских экспертов, лидеров общественных движений появляется понимание позиции нашей страны, ширится круг доброжелательно настроенных людей, в том числе и среди европейских функционеров. «Наши взаимоотношения с Парламентской ассамблеей Совета Европы непросты, но резолюции, принимаемые здесь, не являются общим отражением мнений. Это не означает, что все 318 депутатов, присутствующих на заседании Ассамблеи, не готовы развивать сотрудничество с Беларусью», — считает представитель Беларуси в Совете Европы Андрей Бушило.
Медленно, но верно?..
Если дипломат прав, почему же тогда резолюции, принимаемые по белорусскому вопросу, свидетельствуют об обратном? Достаточно взглянуть на итоги голосования по ситуации в Беларуси, состоявшемся 29 апреля 2010 года. Парламентская ассамблея Совета Европы приостановила контакты с нашей страной на высоком уровне. Соответствующая резолюция была принята большинством голосов на заседании ПАСЕ в Страсбурге. В голосовании приняли участие 67 депутатов. Из них 58 проголосовали за принятие резолюции, 6 — против, 3 — воздержались (всего в ПАСЕ 318 депутатов). В документе указывается на «недостаточный прогресс» Беларуси в области соответствия стандартам Совета Европы. В частности, говорится, что в республике «в атмосфере секретности» были приведены в исполнение два смертных приговора.
«Итоги голосований по белорусскому вопросу, проводимых Парламентской ассамблей Совета Европы, к сожалению, не свидетельствует о росте сторонников нашей страны. По разным причинам. На апрельском заседании ПАСЕ среди участников процедуры голосования по вопросу о сотрудничестве с Беларусью в зале находилось всего 20% от общего числа депутатов. Они приняли решение о приостановлении контактов на высоком уровне с одним из европейских государств. Во-первых, было решено приостановить то, что и так было приостановлено. Где логика? Во-вторых, как может 20% от общего количества представителей Ассамблеи решать вопрос о сотрудничестве?» — рассказал Андрей Бушило.
Но не все так безнадежно. Обмен мнениями продолжается, организовываются совместные мероприятия, обе стороны подают сигналы о готовности к сотрудничеству. Сегодня Беларусь работает над расширением спектра вовлеченности представителей нашей страны в межправительственные комитеты Совета Европы. Белорусы принимают участие в работе десяти таких структур. Идет переговорный процесс о вовлечении белорусских участников в деятельность еще семи. Продолжается работа по подключению нашей страны к Конвенциям Совета Европы. Беларусь является участником всего восьми Конвенций, а их около двухсот. Пока речь идет о присоединении еще к десяти. Показатели, возможно, не внушительные, но они есть. Есть профессионалы, способные защищать интересы нашей страны. Есть понимание в необходимости развивать сотрудничество с внешним миром. Было бы желание. Предпочтительнее — обоюдное.