Права получают лишь 40 процентов курсантов, прошедших обучение в автошколах...
— Андрей, мы уже три сигнала светофора пропустили!
— Но я же должен предоставить преимущество в движении.
— Пропускать–то мы, конечно, должны, но и двигаться тоже! Посмотри, какой уже за нами хвост...
Водительские права я получала лет шесть назад и тогда, наверное, так не волновалась, как сейчас, сев в учебный автомобиль с курсантами, которые в энный раз пытаются сдать экзамен по вождению! Да уж, экстремальщина.
«Вас как будто один мастер учил!»
— Наталья, вы, когда разворачивались, не видели, что по встречной на вас двигались «Жигули»?! — совсем разнервничался инженер–инспектор ГАИ ГУВД Минска Геннадий Шилец, выхватывая у девушки руль.
— «Жигули»?! — удивленно хлопала глазами Наталья, не веря, что ее экзамен, кажется, закончился, не успев начаться. — Не заметила...
Еще 100 метров, и Геннадий Шилец высаживает из машины последнего курсанта:
— Повторно можете сдавать через 6 дней... — и, оборачиваясь, весело спрашивает меня: — Ну как, успели испугаться?
Наш второй экзаменационный выезд длился ненамного дольше. Первая курсантка, водитель троллейбуса, пересдала на категорию «B» без проблем. Остальных пришлось «притормозить», чтобы они не подрезали автомобиль сзади и не сбили пешеходов впереди.
— Вас будто один мастер учил! — отчитывал ребят Геннадий Николаевич. — Почему вы поворот показываете, когда уже начинаете движение? Нужно это делать заблаговременно!
Экзамен по вождению каждый курсант должен сдавать не менее 20 минут. Но в нашей машине 4 человека из 6 успевали создать аварийную ситуацию и получить «неуд» минут за 5. Они садились за руль натянутые как струна, ноги не слушались, передача не включалась, машина глохла на каждом светофоре — когда тут на знаки смотреть?!
— Волнуетесь? — участливо спрашивал инспектор, видя по отчетной ведомости, что это уже бог весть какая попытка.
— Нет, уже не волнуюсь, уже привыкла, — улыбается девушка и смело едет, не разбирая дороги.
— Желание еще не пропало? — спрашиваю у Марины, которой предстоит 9–я попытка.
— Нет, наоборот, спортивный интерес появился, буду сдавать до последнего...
Надежда и авось
Такие уникумы есть в каждой стране. В Англии одна дама 23 года не могла получить права, взяв более 200 уроков вождения и прибавив седых волос 10 инструкторам. В конце концов, три года назад, незадолго до своего 40–летия, она получила заветную пластиковую карточку. А в Москве в прошлом году 50–летний мужчина с горя, после 10–й неудачной попытки сдать практический экзамен по вождению, напал на экзаменатора и искусал ему руку. Историю про 69–летнюю кореянку Чха Са Сун, которая сдала на водительские права с... 960–го раза, рассказывают как анекдот. Пытаясь пройти письменный тест, бабушка потратила около 4.200 долларов. Но набрать необходимый минимум — 60 баллов из 100 — никак не удавалось. Зато практику она сдала достаточно быстро — с 10–й попытки. И теперь с легкой душой ездит с внуками в зоопарк и развозит собственноручно выращенные овощи на дом покупателям.
У нас все наоборот. Теорию знают гораздо лучше. На знании Правил дорожного движения «заваливается» только каждый 5–й кандидат в водители, а вот на практике — каждый второй. Права же получают лишь 40 процентов курсантов, прошедших обучение в автошколах. Остальные приходят испытывать нервы экзаменаторов каждую неделю. Так что и у нас есть в этом деле рекордсмены. В прошлом году 35–летний житель Гродно наконец получил водительское удостоверение. C 73–го раза.
— Раньше курсанты, которые не сдавали вождение с трех попыток, больше к экзаменам не допускались без дополнительной подготовки в автошколе, — объясняет наши «рекорды» Геннадий Шилец. — А сегодня можно сдавать неограниченное количество раз. В прошлом году доходило до 40! Вот такая водительская подготовка. А почему так получается? Потому что сегодня один час дополнительных занятий по вождению стоит от 35 до 70 тысяч рублей, а попытка сдать «практику» — 3.500. Поэтому даже те, кто не имеет навыков вождения, оплачивают квитанцию и пытаются сдавать, надеясь на авось.
Правила дорожного движения сегодня можно изучить самостоятельно — покупай диски, книжки, учебники и штудируй хоть каждый день. А вот с вождением дела обстоят гораздо хуже. Если нет знакомых, готовых безвозмездно потренировать вас, то приходится в ГАИ стоять под козырьком в толпе таких же бедолаг... Курсанты сетуют, что не разрешается каждый день приходить на экзамен, а за 6 дней успеваешь забыть, даже как педали расположены. Так что иной раз с каждой попыткой количество ошибок только увеличивается. Конечно, есть вопросы к автошколам. Раз студента не научили ездить — значит, не выполнили условия договора и, по идее, должны предоставить дополнительные занятия.
Попытка — не пытка
Какие самые типичные ошибки у «вечных курсантов»? Не пропускают пешеходов или общественный транспорт, который начинает движение после остановки. Хотя на участке, где непосредственно осуществляется прием экзаменов, не так много транспорта, как в центре, потенциальные водители все равно находят себе участника дорожного движения, с которым не могут разминуться.
— Я бы не сказал, что правила экзамена чересчур жесткие, — пожимает плечами Геннадий Шилец. — Представьте, сегодня для того чтобы получить положительную оценку, можно 4 раза не пропустить пешехода либо 4 раза не предоставить преимущество в движении транспорту, либо 4 раза проехать на красный сигнал светофора. (Если, конечно, эти действия не приведут к аварийной ситуации и инспектору не придется вмешиваться во избежание тяжких последствий.) А людей, которые уже имеют водительское удостоверение, за такие нарушения лишают прав! Говорите, за 20 минут экзамена можно наделать кучу ошибок? Раньше для того чтобы пойти на пересдачу, достаточно было набрать 11 штрафных баллов, а сейчас 20 баллов — это еще «сдал».
— Вы, наверное, своих постоянных «штрафников» уже в лицо знаете?
— Нет, но в квитанции каждая попытка фиксируется, так что можно подсчитать, — улыбается Геннадий Николаевич. — Нам и самим интересно, что они думают о своих неудачных попытках. Пока пересдают, говорят, что в школе плохо научили, когда получают водительское удостоверение, жалуются, что инспектора придирались. А смысл ставить «не сдал» человеку, если он хорошо управляет автомобилем? Какая тут цель может преследоваться?
— Так что, у нас уж точно никто не скажет, что легче права купить, чем получить?
— Бывали и такие случаи. Естественно, оригинальный бланк купить невозможно, если только фальшивый. Помнится, лет 5 назад в районе Юго–Запада была задержана преступная группа, которая занималась подделкой техпаспортов и удостоверений. Задерживали и с поддельными удостоверениями, которые приобретали в других государствах.
Если такие лжеводители у нас — редкость, то охотников сесть за руль вообще без прав хватает. В прошлом году по их вине произошло 42 ДТП, в которых пострадали 54 человека, из них 6 — погибли. На этом фоне те, кто сдает десятки раз, вызывают даже некоторое уважение. После стольких неудач у них не пропадает желание все–таки научиться!
Кстати
В 2007 году в Голландии полиция задержала 84–летнего дедушку, чтобы проверить его страховку. А оказалось, у него нет и никогда не было прав! К этому времени дедушка уже 67 лет сидел за рулем, ни разу не попал в ДТП и не получил ни одного штрафа. Кроме того, он признался, что его машина не застрахована и не проходила техосмотр, после чего заверил полицейских, что отвезет ее прямехонько на свалку.
Попытки и пыткиПрава получают лишь 40 процентов курсантов, прошедших обучение в автошколах...— Андрей, мы уже три сигнала светофора пропустили!— Но я же должен...