Кресты, монументы, а порой и «фальшмогилы» с оградками — все это непременный атрибут наших автодорог...
Венок из искусственных цветов на фонарном столбе, гранитный памятник с датами рождения и смерти прямо у придорожного дерева. Кресты, монументы, а порой и «фальшмогилы» с оградками — все это непременный атрибут наших автодорог. Метки чьих–то трагедий разбросаны то тут, то там. Особо впечатлительные водители сетуют: зачем превращать обочины в филиалы кладбищ? А сотрудники дорожных служб и вовсе запрещают устанавливать подобные сооружения: они мешают проводить ремонт. Но, несмотря на все табу, напоминания о погибших в автокатастрофах возникают снова и снова.
...На небольшой березке у дороги из Березино в сторону деревень Дмитровичи и Орешковичи долго висел венок из искусственных цветов. Здесь больше семи лет назад разбился водитель автолавки Алексей Глинский, мой дядя. После трагедии родственники решили: последнее, что Алексей Андреевич видел перед смертью — обочину дороги и белоствольную березу, нужно как–то обозначить. Со временем венок выгорел на солнце, запылился. А потом и вовсе куда–то исчез: может, унесло ветром, а может, снял кто–то из жителей окрестных деревень. Хотя кому он мешал?
— Небольшие венки не так уж заметны, а вот метровые мраморные и гранитные памятники могут отвлекать водителей, — рассуждает Анна Банадык, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД. — С другой стороны, все эти постаменты — словно шоковая терапия для лихачей. Пускай кому–то и не нравятся кладбищенские атрибуты на дороге. Зато водитель, увидев крест или венок, уж точно задумается и сбавит скорость на этом участке.
Кенотафы (надгробные памятники в месте, где нет захоронения), кресты, которые водрузили родственники погибших пешеходов и автомобилистов, то и дело приходится сносить сотрудникам дорожных служб. Подобные сооружения мешают уборке полос отвода, движению спецтехники во время ремонта асфальта. Но родственникам, чья боль от утраты близкого человека с каждым годом становится только сильнее, эти действия не всегда по душе.
— На одном из участков Минской кольцевой прямо на барьерном ограждении повесили ритуальный венок, — вспоминает начальник дорожного отдела управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Евгений Рокало. — Сотрудникам дорожных служб неудобно было чистить, красить бордюр — пришлось венок убрать. Не прошло и нескольких недель, как искусственные цветы появились снова.
Понятно, что беспощадно сносить напоминания о чьей–то личной трагедии дорожникам не в радость. А Евгений Рокало даже на всякий случай проконсультировался со священником: может, на такие «самострои» лучше вовсе глаза закрывать? Зачем брать грех на душу? С другой стороны, никто бы и не притронулся к крестам и памятникам, если бы под ними были останки погибшего здесь человека. Но это ведь не могилы, а значит, и отношение к таким спонтанно возникшим символам человеческого горя совсем иное.
— Если сносят кресты, то нужно их аккуратно разбирать, а не выбрасывать целиком на свалку, — советует руководитель социального отдела Минской епархии Белорусской православной церкви отец Олег Шульгин. — Греха в этом никакого нет. И люди, которые все это воздвигают, должны понимать: дорога для всех, может, кому–то и неприятно смотреть на памятники у обочины. Хотя раньше ведь на месте гибели человека даже церкви и часовни строили. Но сейчас времена другие, и если решил памятник поставить — согласуй с властями.
Кстати, некоторые водители утверждают, что невольно сбавляют скорость, завидев за поворотом яркий венок из искусственных цветов. Чтобы не повторять чужих ошибок, убирают ногу с педали газа. Все–таки пробуждают эти кладбищенские атрибуты бдительность автомобилистов. Кстати, 21 ноября, во Всемирный день памяти жертв ДТП, сотрудники ГАИ в очередной раз напомнят водителям, как важно не лихачить на дороге. В центре Гомеля, к примеру, выставят искореженный автомобиль, попавший в аварию. Инспекторы ГАИ покажут шокирующие фотографии с места ДТП. Может, всем, кто садится за руль, порой действительно нужна некая эмоциональная встряска? И не важно, будут это придорожные мраморные памятники или ритуальные венки. Ведь все эти напоминания об авариях действуют на разгоняющегося до 150 в час водителя, словно стоп–кран.
Кстати
В России проблемой придорожных памятников озабочены уже достаточно давно. В Свердловской области, к примеру, те постаменты, которые находятся на расстоянии менее 1 метра от дорожного полотна, снесли. А вот в Чехии, напротив, к придорожным памятникам и крестам не притрагиваются. Иногда лишь переносят подальше от магистрали, чтобы водители не переключали свое внимание на гранитные напоминания о чьей–то личной трагедии. А у автомобильной стоянки Павов в Чехии ежегодно начиная с 1982 года устанавливается обыкновенный крест, на котором написано число жертв, погибших на этой дороге.