Прежде чем попасть в пограничную службу, люди проходят серьезный отбор...
Для меня за два года службы медицинские процедуры исчерпались кратким, но плодотворным общением с санинструктором в первые недели. Двадцать лет назад ведь как было? Получили новобранцы ботинки — и к вечеру уже выстраивается попискивающая очередь к санинструктору. Несут свои мозоли. А тот с бадьей зеленки, важный, рисует размашисто картины по живому. На память о такой «военно–полевой» медицине у меня по сей день отметки на шкуре. Люблю при случае похвастаться...
Тем более любопытно было узнать, как обстоят дела сейчас, — на примере медицинской службы Гомельской пограничной группы.
Начмед части майор Денис Чернов понимающе усмехается: с тех времен кое–что изменилось. Сравнивать имеет право: помотался по советским республикам с отцом–офицером. В частности, что до пресловутых стертых ног, так эта эпическая тема, утверждает майор, уходит в прошлое. И арсенал лекарственных средств нынче куда обширнее старой доброй зеленки, и командиры делают все, чтобы уберечь бойца, и бытовые условия совсем другие — так что просто «нет предпосылок».
Пожалуй, здесь внимания здоровью каждого уделяется даже больше, чем на гражданке. Да и результативность этой заботы, судя по журналу обращений за медпомощью, на порядок повыше будет. Похоже, самое большое, чем способны «порадовать» врачей и фельдшеров здешние пациенты, — легкая простуда...
С одной стороны, такое положение дел легко объяснить: прежде чем попасть в пограничную службу, люди проходят серьезный отбор. В результате зеленые погоны достаются самым здоровым парням и девушкам. С другой стороны — и нагрузки здесь серьезные. А потому у службы майора Чернова забот хватает. Обязательными здесь являются вакцинация от гриппа, лук–чеснок в рационе, настойка эхинацеи в напитках, прочая витаминизация по всем фронтам... Серьезный плюс к «общему оздоровлению» — качественные условия службы, начиная с удобной экипировки и заканчивая душем.
— Свою главную задачу я вижу в том, чтобы ребята вернулись к родителям, семьям в целости и сохранности, — в этом вопросе Денис Чернов не склонен к компромиссам. — Но вообще–то, что касается «срочников», то к увольнению они подходят, серьезно улучшив физическую форму.
Это понятно: режим, здоровая, «по науке», пища, «правильные» нагрузки при постоянном контроле за состоянием — тут трудно не улучшить...
Разумеется, любому пограничнику вне зависимости от того, солдат это срочной службы или контрактник, доступны все блага современной медицины. То же относится к членам их семей, гражданским сотрудникам погрангруппы. При этом начмед уверен, что в основе успеха — грамотная профилактика в комплексе со своевременным выявлением всех возможных «неполадок». Если на гражданке, мягко говоря, не каждый проходит регулярные медосмотры (вспомните себя — «некогда», «лень», «и так здоров»), то в части с этим строго. Хочешь не хочешь — раз в год диспансеризация.
Рядовой Дмитрий Манько себя чувствует отлично. Однако пришел в лазарет — для планового обследования. Своей очереди ждут еще несколько бойцов. Над сенсорным дисплеем электрокардиографа колдует начальник лазарета капитан Александр Жадан. В случае с рядовым Манько ЭКГ выглядит как формальность — можно в космос отправлять. Однако в погрангруппе делают все, чтобы не пропустить малейшие перемены в состоянии каждого.
Собственно, технически медики группы — лишь начальное звено в цепочке медицинского обеспечения. Они первыми обязаны заметить отклонение от нормы. При необходимости более глубокого обследования пациента направляют в профильное медучреждение либо в Республиканский научно–практический центр радиационной медицины и экологии человека.
К слову, с этим гомельским учреждением у пограничников плотные связи. Дело в том, что передвижная радиометрическая лаборатория погрангруппы обследует не только личный состав, но и население удаленных деревень, которых коснулся Чернобыль. Собранная пограничниками информация дает ученым более полную картину последствий давней катастрофы в динамике.
На здоровье не жалуемсяПрежде чем попасть в пограничную службу, люди проходят серьезный отбор...Для меня за два года службы медицинские процедуры исчерпались...