Бресте." border="0" hspace="3" alt="" vspace="3" align="right" width="210" height="190" style="WIDTH: 210px; HEIGHT: 190px" src="http://www.21.by/pub/news/2010/12/1291154475520659.jpg" />На Западе эту формулу давно приняли как аксиому и в каждом доме привычно сортируют пластик в один пакет, бумагу — в другой, стекло — в третий. Для европейца или американца это так же естественно, как снимать головной убор, входя в помещение, или пропускать вперед даму в дверях. В нашей стране из образующихся ежегодно 15 миллионов кубометров твердых коммунальных отходов извлекают не более 20 процентов вторичных ресурсов. Остальное — деньги на ветер. Чтобы научить горожан сортировать мусор, понадобится еще очень много времени. Возможно ли ускорить процесс? Вполне, считает министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Цалко, но для этого придется... отказаться от мусоропроводов.
— Без них вполне можно обойтись, — уверен начальник управления обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Кузьменков. — К примеру, в Гомеле практически не осталось домов с мусоропроводом. И ничего, только тараканов в квартирах меньше стало. А в Пинске пошли еще дальше: там отказались и от мусорных контейнеров. Теперь в определенное время в каждый двор приезжает машина, а люди выходят с мешками и ведерками.
С инициативой заварить существующие и не строить новые мусоропроводы Минприроды неоднократно обращалось в Министерство жилищно–коммунального хозяйства. Недавно направили очередное письмо с предложениями.
— В принципе, мы поддерживаем эту идею. Мусоропровод — тормоз в системе сбора и сортировки отходов, — считает начальник управления коммунального хозяйства и энергетики Минжилкомхоза Анатолий Шагун. — Но сейчас решение, будет он в доме или нет, принимает товарищество собственников. Впрочем, все чаще жильцы приходят к выводу, что воняющая и грохочущая труба в подъезде им не нужна. Думаю, полностью отказаться от мусоропроводов технически возможно: надо обсудить этот вопрос с Минстройархитектуры и внести изменения в строительные нормы.
Кстати, ускорить эти изменения может один весьма интересный факт: по Закону «Об обращении с отходами», жители обязаны (!) собирать их раздельно, если для этого созданы соответствующие условия. Т.е. расставлены специальные контейнеры, организованы пункты сбора вторресурсов. Иначе, гласит статья 15.63 административного кодекса, штраф от 5 до 50 базовых величин (индивидуальному предпринимателю светит до 200 базовых, а юридическому лицу — и вовсе до тысячи). До конца этого года Минжилкомхоз обещает обеспечить всю многоэтажную жилую застройку городов контейнерами для бумаги, стекла и пластика. По всей стране их будет установлено более 12 тысяч, также закупят 140 новых мусоровозов. Выходит, с нового года, если кто–то выбросит бутылку или картонную коробку в мусоропровод, а не в специальный контейнер во дворе, он автоматически станет нарушителем.
— Следить за соблюдением законодательства об отходах могут наши инспектора, Комитет госконтроля, Минжилкомхоз, — уточняет Сергей Кузьменков. — Правда, пока случаи, когда гражданину выписывали штраф, единичны. Чтобы доказать вину, человека нужно поймать за руку. Но у каждой мусорки ведь «смотрящего» не поставишь.
Коммунальникам и экологам остается надеяться лишь на нашу с вами сознательность. Поэтому, когда в следующий раз пойдете выносить мусор в тапочках на лестничную площадку, задумайтесь. Не о том, что мусоропровод — источник антисанитарии, неприятного запаха и конфликтов с соседями. И даже не о том, что у большинства ЖЭСов нет оборудования для очистки, дезинфекции и дезинсекции вонючей трубы. А вот о такой арифметике: сегодня в стране работает 4 завода по переработке отходов — в Гомеле, Могилеве, Новополоцке, Бресте. До 2014 года подобное предприятие должно появиться в Гродно, рассматриваются варианты строительства мусороперерабатывающих заводов в Витебске, Минске, Борисове, Бобруйске и Орше. Стоит один такой проект от 60 миллионов долларов. При этом в отличие от Европы или Америки у нас обращение вторичных ресурсов не приносит прибыли. Пока страна лишь тратит на это огромные деньги. Конечно, большая их часть — иностранные инвестиции, но и налоги, которые мы с вами платим, тратятся на утилизацию мусора. А вот если уже отсортированные бумага, металл, стекло и пластик в больших объемах пойдут на переработку, отходы начнут приносить прибыль. Так, может, все–таки стоит пренебречь удобством выйти к мусоропроводу в тапочках и халате? Ради экономии и экологии, а?