Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011-2015 годы предполагает активное вовлечение женщин в малый и средний бизнес. Разработчики плана надеются, что, став материально более независимыми, женщины будут охотнее рожать детей.
Naviny.by решили узнать, чем проблемы женского предпринимательства отличается от проблем мужского, и может ли дамский бизнес улучшить демографическую ситуацию в стране.
По словам сопредседателя общественного объединения «Женское независимое демократическое движение» (ЖНДД) Людмилы Петиной, в случае потери работы заняться предпринимательством готовы чуть более 2% белорусских женщин. В 2005 году желающих было около 5%, а в 1990-е годы уйти в частный бизнес при увольнении была готова каждая третья белоруска.
Такое снижение женской активности Петина объясняет тем, что развитие предпринимательства в Беларуси проходило в очень жестких условиях, которые немало женщин испытало на собственном опыте. «Для большинства женщин предпринимательство стало тяжелой каждодневной борьбой за выживание и сохранение собственного дела», — отметила эксперт.
Обучение, консультирование и микрокредитование
По мнению Людмилы Петиной, сейчас для мотивации женщин к занятию частным бизнесом необходимо предпринимать специальные меры.
«Помимо обучения женщин основам экономики и бизнеса необходимо обеспечить долговременное бесплатное консультирование, чтобы они могли не только получить знания, но и быть в курсе, к кому и куда можно обратиться за помощью», — отмечает эксперт.
Кроме того, очень важно создать приемлемые условия пользования микрокредитами, поскольку в большинстве случаев женщины не имеют стартового капитала, но не хотят брать кредиты из-за высоких процентных ставок. «Объемы микрокредитов и услуг, которые предоставляет женщинам государство, помогают лишь в небольшой степени», — подчеркнула Петина.
Немалое значение, по ее мнению, имеет и создание гарантийных фондов и женских бизнес-инкубаторов.
Анатомические особенности бизнеса
Законодательные, образовательные и имущественные барьеры примерно одинаково работают против женщин и мужчин. Однако, открывая собственный бизнес, женщины вынуждены бороться еще и с гендерными стереотипами.
«Общество ожидает одного от женщины, иного от мужчины. Мужчину поощряют занимать лидерские позиции, вести активную экономическую деятельность. Общество и система образования настраивают женщин на совершенно иные ценности и действия», — отмечает председатель ЖНДД. По ее словам, женщин-предпринимателей зачастую не поддерживает даже семья, особенно если положение не безвыходное.
Гендерные проблемы связаны еще и с отсутствием корпоративных связей у женщин. Мужчины, по словам Петиной, веками накапливали этот опыт и постигали корпоративную культуру: «Если им что-то выгодно, они умеют договариваться и объединяться. Женщины же не обладают опытом корпоративного действия. Они носители другой исторической стратегии, которая строится по принципу «достижение успеха через мужчину».
«Различия существуют и в психологии поведения женщин и мужчин предпринимателей. Женщины в большей степени испытывают чувство страха: они боятся налоговой инспекции, часто не знают своих прав и боятся отстаивать свои интересы. Женщины хотят, чтобы им сказали все в точности, как нужно что-либо делать. Они хотят заранее знать все правила, как себя нужно вести. Женщины осторожны и все тщательно обдумывают, они больше ценят стабильность и предсказуемость», — рассказала эксперт.
По ее словам, женщины в бизнесе обычно проявляют гибкость и становятся хорошими менеджерами, быстро привыкают преодолевать трудности, хорошо понимают рынок, особенно потребительский. Однако большинство из них не считают себя успешными, потому что «их выбор — это тяжелая ежедневная борьба за выживание».
«Многим кажется, что женщины занимаются, в основном, торговлей. Мы всегда стремились показать, что лицо женского бизнеса разное и связано также с информационной, образовательной областями, рекламой, сферой высоких технологий» — отметила Петина.
Глава Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин считает, что не существует предпринимательства женского и мужского, поскольку успех зависит от индивидуальных качеств человека — интеллектуальных способностей, коммерческой «жилки», умения ладить с людьми и в максимальной степени использовать свои ресурсы.
«Если женщина привлекательна внешне, и при этом у нее хорошо работают мозги, она может шикарно использовать это преимущество», — уверен Балыкин.
В то же время он считает, что проблема разделения бизнеса по половому признаку создана искусственно: «Совершенно неважно, как анатомически устроен человек, управляющий бизнесом. Существует много успешных женщин и мужчин-неудачников, как и наоборот».
«Другое дело, что в нашей стране считается нормальным, если женщина содержится мужчиной, поэтому многие женщины и выбирают карьеру домохозяек», — добавил он.
Женщины не хотят варить борщи
Людмила Петина советует не питать иллюзий по поводу увеличения рождаемости — улучшение условий для женского предпринимательства существенно на нее не повлияют, считает она.
«В социологии есть своя цикличность. Сейчас в фертильный возраст вступают дети, рожденные в 1990-х годах, которые, в свою очередь, были рождены внуками военного поколения. Вместе с экономической нестабильностью этот фактор и спровоцировал низкую рождаемость в 1990-е», — объяснила эксперт.
Исследования показали, что большинство белорусов (и женщины, и мужчины) не намерены заводить более одного-двух детей, и очень небольшое количество семей готово завести третьего.
«Надо учитывать еще и роль женщины в нашем обществе, поскольку она основной работник в Беларуси. На сегодняшний день от заработка женщины во многом зависит экономическая безопасность семьи. Женщина является основным кормильцев почти в каждой третьей белорусской семье», — отмечает Петина.
Увеличение населения страны до 20-30 млн. человек эксперт считает и вовсе абсурдной целью. По ее словам, это связано, в первую очередь, со здоровьем женщин: около 75% беременных имеют те или иные патологии.
«Для большого количества белорусок — рождение одного ребенка становится проблемой. А в фертильном возрасте находится не более 20% женщин, поэтому для выполнения такой задачи каждой из них придется родить по семь-восемь детей», — полагает эксперт. К тому же, отмечает она, рождение детей не является гарантией сохранности семьи, а матерей-одиночек в стране чрезвычайно много.
«Мы живем в современном урбанистическом мире, где исключительно на семейные ценности ориентируется совсем небольшое число женщин. Большинство же хочет самореализоваться», — отмечает Петина.
По ее словам, 75% белорусских мужчин — это рабочие, а специалистами становятся преимущественно женщины. «Почему мы эту качественную социальную группу должны отправить домой борщи варить? Женщины не пойдут, потому что у них есть образование, профессиональный опыт и амбиции», — утверждает эксперт.
«Развитие предпринимательства необходимо, но не для улучшения демографической ситуации. В современной концепции демографической безопасности необходимо улучшать качество жизни населения, помогать семьям, у которых уже есть дети, увеличивать пособия, помогать матерям-одиночкам. Надо ценить то, что есть на сегодняшний день», — уверена председатель ЖНДД.