Закон салата оливье . 21.by

Закон салата оливье

26.01.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Базовый» праздничный салат за два года подорожал незначительно

Инфляция – загадочный зверь и от своей таинственности становится еще более зловещим для потребителя. Большинство покупателей оценивают инфляцию без всякой статистической арифметики, по-обывательски просто – по заполняемости холодильника продуктами после зарплаты. Метод чреват погрешностями, но полностью антинаучным не является.

Американские ученые для некоторых сравнительных анализов цен тоже используют «пищевые аналогии» — так называемый закон гамбургера. Ведь для производства бутерброда используется множество основных продуктов питания: булочка (считай, мука, яйца, электроэнергия и так далее), огурцы, помидоры, салат, кунжут, отбивная или котлета… У нас несколько иные кулинарные традиции, но тоже есть всеобъемлющие по ингредиентам блюда: для измерения цен на продукты питания можно смело эксплуатировать знаменитый салат оливье в советском исполнении. Как пережил «дежурный деликатес» кризис?

Сколько людей, столько и вкусов. У салата, именуемого в простонародье оливье, а в ресторанных меню значащегося под прозаическим названием «Мясной», множество вариаций по составу. Одни предпочитают положить больше овощей, другие делают упор на мясную составляющую. Да не обидятся гурманы, но для чистоты экономического эксперимента кулинарный аспект упростим: возьмем по килограмму картофеля, моркови, лука, вареной колбасы, консервированного горошка, яиц, свежих огурцов, все перемешаем и заправим таким же количеством майонеза. Теперь очередь чистой арифметики: сложили все усредненные цены по данным Белстата, сравнили итоговые суммы за двухлетний период. Результат получился весьма оптимистичный. За два года – с января 2009-го по декабрь 2010-го «народный» салат отставал от уровня официальной инфляции – подорожал всего на 14,2 %. Индекс потребительских цен за тот же период по всей номенклатуре учитываемых товаров составил около 20 %. Особенно «скромничала» себестоимость народного блюда в богатом на переживания 2009-м, прибавив ничтожные 2,2 %. Но в прошлом году салат проявил истинную «силу воли» и подорожал аж на 14,3 %.

Традиционно в исследуемом блюде хозяйки справедливо считают самыми затратными компонентами колбасу, огурцы и горошек. Удивительно, но именно эти продукты меньше всего способствовали удорожанию смеси. Колбаса высшего сорта за два года подорожала всего на 12 %, что достаточно скромно. Весь 2009-й цена незначительно колебалась вниз-вверх, но все равно, закончив период с +3 %, потом весной прошлого года взяла весьма резкий старт и за 2010-й подорожала на 9,9 %. Огурцы за кризисный период даже немного подешевели: в декабре 2010 года они стоили на 7 % дешевле, чем в январе 2009-го. Конечно, товар сезонный: летние и зимние цены отличаются в 7—8 раз. Но даже в пиковые периоды этот товар дешевел или держался на том же уровне по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года. Стоимость консервированных овощей вообще практически стояла на месте: в 2009-м они на 4 % подешевели, в 2010-м — на 4 % подорожали. А двухлетку закончили почти с «нулевым» результатом и снижением ценника на 0,3 %.

«Дали прикурить» некогда ходовые составляющие оливье. За два года родная картошка подорожала более чем на 90 %, цена репчатого лука и моркови за тот же период увеличилась на 65,9 % и 60 % соответственно. На этом фоне прибавка в стоимости в 29,3 % и 25,2 % яиц и майонеза выглядит скромно.

Так или иначе, но цены на продукты питания в Беларуси выглядят достаточно гуманно. Еще больше их «человеколюбие» оттеняет мировой ажиотаж на аграрную продукцию. Цена килограмма исследуемого салата — всего 5723 рубля в декабре. Кстати, блюдо по себестоимости сезонное, в основном из-за больших колебаний цен на свежие огурцы. Если их заменить консервированными, то цена получится всесезонной, приблизительно на уровне 5,5 тысячи рублей. Вполне доступно: на среднюю зар­плату почти 300 килограммов калорийного блюда можно нашинковать.

Но, при общей удовлетворительности, «препарирование» оливье оттенило темные пятна на ценовой палитре. Разочаровали общепит и торговля: за килограмм аналогичного блюда без зазрения совести зачастую требуют 15—20 тысяч рублей. При сравнении динамики роста цен на различные ингредиенты сразу вспомнилась Директива № 4, а точнее ее тезисы, в которых говорится про необходимость развития конкуренции. Ведь стремительнее всего в 2009—2010 годах дорожали продукты отечественного производства, доля которых в реализации на внутреннем рынке вплотную приблизилась к 100 %. Неурожай, высокий спрос на экспортных рынках – «благородный» повод взвинтить цены и для родных покупателей. Только одна неувязочка сквозит в такой позиции. За два года практически все мясные продукты и их производные подорожали максимум на 16—17 %, невзирая на мировые тенденции. С какой радости яйца прибавили в стоимости 29 %?! Ссылки на дорогие корма, рост тарифов на энергоносители не принимаются: коровы и свиньи тоже кушают и греются. Просто на мясном рынке больше вариаций для маневра потребителей: «зашкалила» говядина – переходим на свинину, курицу… Или наоборот. У куриных яиц в Беларуси достойные заменители отсутствуют. Приходится либо соглашаться с не совсем справедливой ценой, либо отказываться от продукта вовсе.

Овощеводы вообще чувствуют себя в стране хозяевами положения. Поддержка отечественного производителя – цель благородная и распространенная во всех странах. Когда в середине 2000-х дешевой аграрной продукции было завались во всем мире, а страна переживала непростой период резкого подорожания энергоносителей, белорусскую картошку, лук и морковь надежно защитили высокими таможенными пошлинами от импортной конкуренции. Решение принимало руководство республики, но фактически своим кошельком тогда поддержали соотечественников покупатели. Добро быстро забывается, и, ссылаясь на мировую конъюнктуру, «овощники» подбрасывают в свои цены дрожжей для быстрого роста. Как было отмечено на Всебелорусском собрании, у некоторых хозяйств рентабельность реализации картофеля – 300 %! Ладно, за границей можно и заработать, если рыночная карта удачно легла, но внутри страны постеснялись бы своей нахрапистости. За дефицитом всегда приходит изобилие. Лично мне очень хочется, чтобы в периоды мирового перепроизводства на белорусский рынок пустили со своей продукцией и европейцев, и турок, и украинцев… Если уж жить по мировым ценам, то постоянно – и во время их роста, и в моменты резкого падения.

В отличие от корнеплодов полностью обеспечить народ отечественными свежими овощами пока не получается. По крайней мере, в холодные месяцы. Импортные огурцы, помидоры, перец присутствуют, и в приличных объемах. Как видим, цена на эту продукцию и ведет себя прилично. Аналогичная история с консервированными овощами. Возможно, белорусским заводам и хотелось бы доходность увеличить, но тогда венгерский, молдавский, украинский товар отберет покупателя.

Возможно, благодаря Директиве № 4 и корректировке экономической политики сбудется мечта потребителя, который переместится в центр рыночного мироздания, и за его благосклонность придется сражаться с множеством конкурентов. Тогда и «инфляционный» состав салата оливье станет более сбалансированным.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как выросли цены на продукты (на примере салата оливье)
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика