С ностальгией вспомнить двор своего детства — большой и тихий, с «казаками–разбойниками», прятками, пионерболом — заставил звонок пенсионера из Гомеля. Пожилой человек сочувствовал детям собственной пятиэтажки по ул. Чонгарской дивизии: вместо двора им досталась узкая полоска земли, зажатая между глухим ограждением предприятия и автостоянкой жильцов. Для местной ребятни игра в футбол здесь изначально обрела черты экстрима. Или мяч в окно, или — под колеса автомобиля...
Оказывается, несколько лет назад кооперативному дому повезло втиснуться в старый микрорайон, приближенный к центру. Поэтому игровая площадка здесь оказалась бледным пятном на придомовой территории. Обустроили ее в стиле минимализма: четыре металлические конструкции, ныне уже поизносившиеся, и грудка песка. А под «давлением» автомобилей, заполонивших двор, свободное пространство сузилось донельзя.
Грустно, досадно, неудобно... Вот только ничего нового в этом нет. Во дворах большого города уже давно не редкость тесные площадки для игр. И не только в старых кварталах, где все объясняется уплотнением жилой застройки. Но порой и в новых микрорайонах, куда в основном переезжают молодые семьи. Взглянуть со стороны — так вроде и есть простор между многоэтажными строениями. Вот только игровые площадки на их фоне нередко смотрятся бедными родственниками. Турник, горка, песочница в... автомобильной осаде. Стандартный двор для игр современного ребенка.
Быть может, экономят площадь, спасаясь от земельного дефицита? Ищу ответ в гомельских проектных институтах. «Не то чтобы...» — издалека начинают специалисты. Для себя выясняю, что действующие в советские времена СНИП градостроительства на этот счет двусмысленности не допускали. В них прописывалось: «следует предусмотреть» и приводились удельные размеры площадок для игр «детей дошкольного и школьного возраста», которые исчислялись в квадратных метрах на человека. Так же понятно обстояло дело и с местами отдыха взрослых, площадками для занятий физкультурой и хозяйственных целей... Однако с годами подходы изменились. В современных нормах сначала исчезла строгая формулировка «следует предусмотреть». Потом — удельные размеры самих площадок. То есть главным стало наличие их в принципе. Архитекторы, правда, успокоили: площадки для игр проектируются в обязательном порядке. И строятся тоже. Однако в условиях недостатка городской земли и растущей автомобилизации проектантам довольно сложно совмещать желаемое с действительным, выдерживая множество норм и требований разных инстанций.
В одном из институтов рассказали о коллективном обращении жильцов дома, возводимого для многодетных семей. Обнаружив подчеркнутую скромность игровой площади, они тут же обратились с просьбой ее расширить. Иначе — в какое русло направлять родителям энергию многочисленной детворы? Заказчик пошел навстречу. Институт перекроил проект.
О том, что площадка для дворовых игр — далеко не излишество, все чаще говорят педагоги. На сайтах, посвященных проблемам взросления детей, обнаружила авторитетные мнения о пользе дворовых классиков, городков, лапты, квача и еще массы других забав, занимавших когда–то мое поколение. Они, по заверению учителей, способствуют развитию рационального мышления, формируют умение укрощать эмоции, развивают логику и речь, навыки общения. А еще заставляют двигаться. Ведь нынешняя детвора растет больше «сидя» — телевизоры, компьютеры... Да и во дворах «экономкласса» сильно не разгонишься. А разгонишься — гляди, под машину попадешь. Конечно, можно поискать другой двор по соседству: попросторнее и безопаснее. Или уйти за квартал на школьное футбольное поле. Но не все родители это одобрят.
Интересные исследования есть и у психологов. С их точки зрения, одно из видимых последствий утраченного дворового духа — слабая адаптация детей к школе и невысокая успеваемость. Их причина, по мнению специалистов, кроется как раз в том, что ребенок просто «недоиграл» во дворе.
Ребята с нашего двораОб игровых площадкахС ностальгией вспомнить двор своего детства — большой и тихий, с «казаками–разбойниками», прятками, пионерболом —...