250 миллионов рублей за безбилетный проезд - такую сумму минчане потратили с начала года.
В феврале к административной ответственности было привлечено почти 18 тысяч человек. Минсктранс планирует повысить оплату за проезд, соответственно, и сумма штрафа станет больше.
Рассказывает Юлия Чергинец: Каждый день наземным транспортом пользуется полтора миллиона человек. В феврале контролеры поймали 18 тысяч безбилетников. Кстати, стоимость поездки в нашем транспорте достаточно дешевая. Например, в Вене один час в автобусе стоит шесть с половиной тысяч рублей. Среди стран СНГ дешевле, чем в Минске, можно ездить только в киевском транспорте. Но наши пассажиры почему-то не желают оплачивать услуги Минсктранса.
(Анатолий Демидович, заместитель начальника контрольно-ревизорской службы Агентства КУП "Минсктранс": "Нарушители правил ссылаются на наличие сумок, плохое зрение, отсутствие у водителя разменной монеты. Ни один из этих фактов не предусматривает исключение введения административного процесса. Законодательством это не прописано".)
В законодательстве обозначено только десять случаев, когда пассажир освобождается от оплаты. Например, несовершеннолетние либо недееспособные. Но в этом списке нет таких пунктов, как отсутствие кондуктора, либо, что вы не успели приобрести талончик у водителя. Заплатить за проезд обязан каждый пассажир.
(Анатолий Демидович, заместитель начальника контрольно-ревизорской службы Агентства КУП "Минсктранс": "Каждый пассажир в первую очередь должен сам подумать о том, чтобы у него был документ, подтверждающий факт оплаты поездки".)
Тем не менее, безбилетники не желают платить. Война продолжается. Некоторые дела доходят и до судебных разбирательств. Хамство и оскорбительные слова - главная причина.
Профессия, действительно, не из легких. Более 40 машин за смену должны проверить контролеры. А там, иногда, достается и от пассажиров, которых наказали штрафом.
(Владимир Сходкин, контролер Агентства КУП "Минсктранс": "Одни агрессивно настроены, другие заходят и нормально оплачивают все без вопросов. Другие начинают крик, шум и до драки дело доходит".)
В 2012 году за оплатой проезда будет следить электронный контролер. Возможно, тогда потери транспортной системы и самих пассажиров станут значительно меньше.