Официально SOS — детская деревня открылась в Могилеве прошлым летом, хотя первые жильцы обосновались здесь еще в январе 2010 года...
Светлые домики с черепичными крышами, асфальтированные дорожки, елочки у крыльца... Официально SOS — детская деревня открылась в Могилеве прошлым летом, хотя первые жильцы обосновались здесь еще в январе 2010 года. Сегодня здесь всего 25 детей. 6 домиков из 13 пустуют. Сирот, готовых сюда переехать, в области хватает. А вот SOS-мамы — в дефиците.
— Деревня рассчитана на 77 детей. Одна мама в идеале должна воспитывать 7 — 10 ребятишек, — объясняет заместитель директора могилевской SOS — детской деревни Сергей Шестопалов. — Но пока у нас всего пять SOS–мам. Надо еще столько же. Претендентки есть, но не все нам подходят. Куда проще найти помощницу маме. Тетю, как ее по–домашнему называют дети. У нее ответственности, забот меньше. Отработала норму — ушла домой. В деревне с детьми она живет только когда мама в отпуске или по делам уезжает. Кстати, наши мамы с теть и начинали. Некоторые 1 — 2 года стажировались.
Стать мамой для чужих детей непросто. Некоторые дамы не выдерживают трудностей. Одна, к примеру, попросила перевести ее в помощницы. Теперь и вовсе хочет уволиться. Но здесь ее никто не осуждает. Скорее, понимают: работа нелегкая, требующая большой отдачи.
Предложить в SOS — детской деревне маме и детям могут немало. У каждой семьи — отдельный уютный дом. 3 детские комнаты, спальня для мамы, просторные гостиная, кухня, душевая, прекрасная обстановка, современная бытовая техника. На уроки дети ходят в обычную школу. Однако есть в деревне свои педагоги, психологи, всегда готовые помочь и детям, и родителям. Странно, что мам здесь — недобор.
Впрочем, директор первой в Беларуси SOS — детской деревни в Боровлянах Валерий Михалевич уверен, это ненадолго:
— Когда мы открылись в 1995 году, к нам пришло 165 потенциальных SOS–мам. 25 отправили на 3–месячные курсы. А на работу приняли всего 12. Многие из них уже ушли на пенсию. Сейчас в деревне 11 семей, в которых воспитывается 62 ребенка. Придут еще две мамы — заселим два новых дома. И в Могилеве дома хозяев обретут. Торопиться не надо, речь ведь идет о человеческих судьбах. Некоторые говорят: предложите SOS–мамам большую зарплату — и очередь у деревни выстроится. Но разве можно любить за зарплату, только в рабочее время? К тому же психологи утверждают: материальный стимул работает лишь первые месяца три. Потом люди привыкают даже к большим деньгам, а вот к трудностям — нет.
А без трудностей, по словам Ларисы Мартинкевич — первой SOS–мамы в Могилеве, не обойтись. Лариса Антоновна, приехавшая сюда из Гродненской области, всегда умела ладить с детьми. И когда учителем начальных классов работала, и когда была социальным педагогом, в ее доме всегда было полно ребятишек. В основном — из неблагополучных семей. Потому взрослые сыновья Ларисы вовсе не удивились ее желанию стать SOS–мамой. Так у Мартинкевич появилось еще 6 детей: Никита, Дима, Илья, Маша, Настя и Лера.
Все умные, общительные и хозяйственные. И по дому помогут, и в магазин сходят. Хотя поначалу ничего не умели. Никита к тому же был слишком ленив, Настя и Лера вечно все теряли, могли вернуться домой в одном ботинке. Замкнутые, учились средне. Только Лариса верила не в «плохие гены», а в то, что терпение и ласка творят чудеса. Теперь Никита одни «десятки» из школы приносит. Ему всего 9 лет, но он уже прекрасно разбирается в компьютере, мечтает стать программистом...
— Мне как–то сказали: мол, вы на чужих детях зарабатываете, — за годы работы Ларисе Антоновне довелось услышать всякое. — Дом вам бесплатно дали, современной техникой его нашпиговали, зарплату приличную платят, еще и помощницу приставили... Согласна, условия в деревне прекрасные, зарплата — миллиона полтора. Но я тут недавно подсчитала: мой рабочий день длится 15 часов. О себе вспомнить некогда. Иногда хочется исчезнуть, отдохнуть от детей. Но когда однажды субботним утром просыпаешься, чтобы приготовить им завтрак, и впервые увидишь, что они уже приготовили для тебя чай и бутерброд, когда первый раз услышишь от них не «тетя», а «мама», понимаешь, что, придя сюда, ты обретаешь намного больше, чем отдаешь. Вот об этом и надо почаще говорить людям. И кто–то из них наверняка захочет подарить счастливое детство брошенному ребенку.
Из истории
Первая SOS — детская деревня была основана австрийским доктором Германом Гмайнером в 1949 году. С той поры его модель воспитания сирот переняли более чем в 130 странах мира. В Беларуси сегодня 3 SOS — детские деревни: в Боровлянах, Марьиной Горке и Могилеве. У Могилевской есть свои особенности. На территории деревни расположен кризисный центр для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. А в будущем в деревне планируют организовать обучение SOS–мам.
Требования к претенденткам
Стать SOS–мамой может незамужняя, разведенная дама или вдова в возрасте от 27 до 45 лет, у которой либо нет своих детей, либо есть, но уже совершеннолетние. Наличие педагогического образования приветствуется. Однако главный критерий отбора — любовь к детям и искреннее желание заботиться о них. Устраивать личную жизнь одиноким SOS–мамам никто не запрещает. Но для мужчины, даже если он станет мужем, места в деревне нет. Так что если SOS–мама встретит свою любовь, она неизбежно встанет перед выбором: остаться или уйти к избраннику.