Мультик ценой с коттедж. Почему белорусские дети не видят отечественных мультфильмов?
09.04.2011
—
Новости Общества
|
Рисованные, кукольные, 3D... Сегодня мультфильмами никого не удивишь. Зато лет сто двадцать назад, когда только стали появляться движущиеся картинки, они были настоящим чудом. Белорусская мультипликация ведет отсчет с 1973 года. Ежегодно на “Беларусьфильме” снимают около 10 мультиков. Очень неплохой показатель, если учесть, что в России и Украине, например, выпуск анимационного кино вообще заморожен. Но почему отечественных мультфильмов не видят белорусы? Сколько стоит один мультик? Что снимают белорусские аниматоры? И должны ли детские фильмы самоокупаться? Об этом корреспондент НГ расспросила режиссеров-аниматоров “Беларусьфильма”. А ребята... перебьются? Ранним воскресным утром я бежала в спальню к родителям, залезала к ним под одеяло, и мы около часа наслаждались просмотром мультфильмов. Мультпоказы лет 10—15 назад были обычным делом для белорусских телеканалов. Дети росли на мультфильмах. Но сегодня они практически исчезли с экранов телевизоров. А если и появляются, то это либо советские мультяшки, либо монстрики из-за рубежа.— Все вопросы — к дяденькам-продюсерам и держателям каналов, — говорит режиссер-аниматор Ирина Кодюкова. — Студия хочет дороже продать, телевидение — дешевле купить. А дети... перебьются. Уже который год решается это проблема. Сейчас у нас около 130 белорусских мультфильмов. Представляете, какое количество дисков можно выпустить? Но этим студия тоже не занимается. Вот и получается: захочешь посмотреть “Реактивного поросенка” Александра Ленкина, “Девочку со спичками” Ирины Кодюковой, “Выцінанку-выразанку” Михаила Тумели или другие белорусские мультфильмы — и не найдешь. Иногда они появляются на белый свет то в диких сборках, изданных за рубежом, то на You-Tube, выложенные какими-то волшебниками. Проект — в подарок! Производство 10-минутного мультфильма обходится студии в 60—70-тысяч долларов. Дорого. Но никто не продает их за эти деньги — показы на телевидении стоят в разы дешевле! Однако бобины с мультфильмом все равно продолжают пылиться на полках в студии.— Большая ошибка думать, что детская анимация должна окупаться, — считает коллега Ирины Кодюковой Александр Ленкин. — Начальники говорят: вы должны создать мультик, который окупит себя. Но для этого, во-первых, необходима большая аудитория, а во-вторых, 60—70 процентов бюджета мультика должно идти на его раскрутку. Но главное другое: кино — это часть культуры. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы анимация не просто существовала, но и доходила до зрителя. У режиссера-аниматора Михаила Тумели, известного детям как Дядя Миша из “Мультиклуба”, есть удивительный проект “Беларускія прымаўкі”. Короткие насыщенные сюжеты тяжело воспринимаются зрителями в кинотеатрах. Поэтому первоначально планировалось, что отдельно взятые поговорки будут вставляться между социальной рекламой на телевидении.— И что получилось? — рассуждает Михаил. — В кинотеатре “Беларускія прымаўкі” не идут, на ТВ тоже, потому что дорого. Но ведь заказывало этот проект Министерство культуры, деньги народные все равно потрачены. Почему бы не подарить их телеканалам — берите и крутите! Девять месяцев предвкушений Но, несмотря на всякие неурядицы и проблемы с продвижением своего продукта, режиссеры-аниматоры “Беларусьфильма”, не унывая, успешно работают над новыми фильмами и участвуют в фестивалях.Один из последних проектов белорусских аниматоров — “Аповесць мінулых гадоў”. Это красочные истории о гербах белорусских городов. Проект интересен тем, что по мультикам можно узнавать географию и историю Беларуси. “Аповесць мінулых гадоў” уже получила на конкурсах и фестивалях немало наград. На Открытом Российском фестивале, например, приз за лучшее изобразительное решение. Режиссеры уже рассказали в своих мультиках о 12 гербах. И на этом останавливаться не собираются. Кстати, все режиссеры выбирали города через личное. Оно и понятно, работа над одним мультиком забирает около года жизни. Поэтому они всегда снимают то, что действительно интересно, что трогает. Ирина Кодюкова шутит:— Мультики — наши дети. Особенно если учесть, что стандартное производство мультфильма — 9 месяцев. Со своими “токсикозами”, истериками и радостями от ощущения в тебе новой жизни. Маленькое Великое княжество “Беларусьфильм” в каком-то роде заповедник. На студии еще сохранилась технология съемки на кинопленке, в то время как в других странах ее выбросили, не думая, как качнется маятник.— А он уже качнулся, — уверенно говорит Ирина Кодюкова. — 3D уже все наелись. Аниматоры снова обращаются к ручным рисункам и куклам. Отечественные мультики отличает в первую очередь ручной труд. Правда, говорить об общем лице белорусской анимации не приходится.— Как-то так получается, что у нас каждый развивается в своем стиле, — рассказывает Михаил Тумеля. — Можно сказать, у нас на студии существует свое маленькое ВКЛ, которое всегда характеризовалось своей мозаичностью.В любом случае белорусская анимация существует. На “Беларусьфильме” то и дело появляются новые герои и мультики. Вот бы они еще и на телевидении появились, чтобы можно было, как и десять лет назад, залезть с родителями под одно одеяло и хохотать от души, глядя на веселых мультяшных волчат и поросят... Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Рисованные, кукольные, 3D.
|
|