Заведующий кафедрой высшей математики БГАТУ Александр Тиунчик интересуется нумизматикой более десяти лет...
«Коллекция? Ну это очень громко! Я бы сказал, «тематическая подборка», — протестовал против моего определения Александр Александрович. И тут же пояснял: — Вот этой «чашечке» около тысячи лет». Любопытно, старинная византийская медная монета, отчеканенная во время правления императоров династии Комнинов (XI — XII века), по форме и правда похожа на чашку: вогнуто–выпуклая — с неровными краями, низким «дном». На реверсе — обратной стороне — видим императора, благословляемого Богородицей, на аверсе — лицевой — образ Иисуса Христа. Держишь такую в руках и представляешь: может, когда–то, много веков назад, ею рассчитывался за арбалет храбрый до отчаяния византийский воин? Или бойкая служанка — за красивую ткань для туники своей госпожи? Или сама госпожа опускала эту монетку в протянутую ладонь юродивого, возвращаясь с церковной службы?
Неправильной формы, загадочные, необычные для современного человека. В Европе такие называют «тречи» и «скифаты», у нас — «монеты–чашечки». Некоторые исследователи говорят: эта форма была специально придумана для удобства при счете и хранении, когда деньги складывали — и получались целые «посудные горки». Однако вечны только перемены. И вот уже в XIII веке своеобразная мода на скифаты исчезает — монеты становятся ныне привычными для нас плоскими кружочками.
Заведующий кафедрой высшей математики БГАТУ Александр Тиунчик интересуется нумизматикой более десяти лет. Математик, влюбленный в историю? Вовсе не парадокс! Он рассказывает про свои «экспонаты» так красиво, что слушаешь затаив дыхание. Казалось бы, ну монетка, хоть и старинная, что такого? А ведь за ней целая история — людей, государств, их законов, традиций... Как–то получилось, что в его «царстве монет» вдруг возникла интересная «тема». «Я увидел, что собралась подборка с религиозной направленностью — с изображением христианских крестов, Богородицы и Иисуса, ликами святых. Заинтересовался и стал присматриваться к таким монетам намеренно, — раскладывает передо мной свои сокровища Александр. — Вот смотрите, совсем свежие экземпляры, выпущенные Нацбанком в 2008 году, — серебряные монеты с изображениями преподобной Евфросинии Полоцкой, святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Монеты украшены искусственно выращенными изумрудами и рубинами, и каждая помещена в отдельную капсулу, которая не дает серебру окисляться».
А вот монета с изображением святого Петра в лодке. Это пять лир, выпущенных в Ватикане в 1940 году. Известно, что один из апостолов — двенадцати учеников Иисуса Христа — родился в Вифсаиде и получил имя Симон (ивр. — Шимон), другое имя — Петр (Petrus, от греч. камень) — возникло от прозвища Кифа (арам. — камень), которое ему дал Иисус. «Как сказано в Библии, встретив двух братьев, Иисус обратился к ним, сказав: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:19). Вот так став одним из любимых учеников Христа, Петр сопровождал его во всех путях земной жизни. Думаю, именно рассматривая монету, подобную этой, можно рассказывать историю младшим поколениям. Это обучение, причем интересное, увлекательное...» — точка зрения Александра.
Есть в его тематической подборке не менее важные экспонаты, хоть и довольно «молодые». Например, португальские 500 эскудо 1995 года чеканки. На них святой Антоний Падуанский, который родился в 1195 году в знатной португальской семье. Об этом католическом святом знают, увы, немногие. Меж тем по сей день его называют «Святым всего мира» и говорят как о чудотворце «высшей степени совершенства». Когда Антоний проповедовал, храм не мог вместить всех желающих. В открытом поле собиралась огромная толпа до тридцати тысяч народу. К несчастью, умер он совсем молодым в возрасте 36 лет. Спустя год, в 1232 году, Папа Григорий IX провозгласил его святым в соборе Сполето. Присутствующие на процессе канонизации были изумлены объявленным перечнем чудес, совершенных Антонием. Но заявленные факты не вызвали сомнений, ведь для их подтверждения была создана специальная комиссия, куда входили не только духовные, но и светские лица, в частности, профессора Падуанского университета. Мало кто знает, что в Италии есть шутливая поговорка: «Слишком много милости, святой Антоний!» Произносят ее, когда хотят подчеркнуть, что получили значительно больше, чем ожидали, и это может иметь непредсказуемые последствия...
Кто–то возмутится и даже затеет спор, мол, настоящее кощунство — изображать на денежных знаках святые образы! Как относится к этому хозяин тематической подборки? «Раз такая традиция идет из глубины веков, не знаю, есть ли основания оспаривать ее сегодня. Вот, к примеру, слово «копейка» имеет свою давнюю историю. Возникло оно с момента появления на монетах Московского государства образа святого Георгия Победоносца, пронзающего копьем змия. Не думаю, что целью изображения было оскорбление чувств православных. И тут вопрос, что действительно греховно — чеканка таких монет или все же пренебрежительное с ними обращение? Думаю, именно второе».
Скажете: деньги сами по себе греховны? Для Александра Тиунчика они — не добро и не зло. Таковыми их делают только намерения человека. Можно потратиться на благие дела — получение образования, оказание помощи больному, а можно совсем иначе... И это опять вопрос выбора, который мы делаем всю жизнь. Возможно, взглянув на монету со святым ликом, человек лишний раз мог и ныне может задуматься, на что же он тратит свои деньги.