На взятки не падки. Председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Игнатий Мисурагин в интервью “НГ” рассказал о том, какие новшества нас ожидают, и высказал свою точку зрения по проблеме в целом. 21.by

На взятки не падки. Председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Игнатий Мисурагин в интервью “НГ” рассказал о том, какие новшества нас ожидают, и высказал свою точку зрения по проблеме в целом

26.05.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Меры борьбы с коррупцией будут усилены.

В обществе будут формировать нетерпимое отношение к коррупционным преступлениям, а государственных должностных лиц обяжут сообщать нанимателю в письменной форме о возможном правонарушении. Накануне Палата представителей Национального собрания одобрила в первом чтении изменения и дополнения в закон о борьбе с коррупцией.

— Игнатий Артемович, в стране уже создана антикоррупционная правовая база, сформированы реальные механизмы для контроля в сфере противодействия коррупции. Зачем понадобилось вносить в нее изменения?

— В Концепции национальной безопасности Беларуси эффективное противодействие коррупции названо одним из приоритетов в политической сфере. И та информация, которой мы сегодня обладаем, заставляет задуматься.Осенью прошлого года международная организация “Транспэрэнси  Интэрнэшнл” опубликовала доклад о состоянии коррупции в мире. Согласно Индексу восприятия коррупции в списке из 178 государств Беларусь переместилась с 151-го места в 2008 году на 127-е в 2010-м. Сам индекс выставляется по десятибалльной шкале, где 10 означает отсутствие коррупции, а ноль — полную коррумпированность. Три четверти стран, в том числе и наша с 2,5 баллами, имеют индекс от нуля до пяти. Наименее коррумпированными признаны Дания, Новая Зеландия и Сингапур, получившие по 9,3 балла. Кстати, все наименее коррумпированные государства находятся в мировых лидерах по надежности системы защиты прав собственности и одновременно входят в Топ-30 мира по уровню ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.

— Но насколько можно доверять этим оценкам?

— Определенная доля субъективизма, конечно, не исключена, но и полностью игнорировать эти данные тоже не следует. С начала нынешнего года зарегистрировано 485 коррупционных преступлений, что на четверть меньше, чем за аналогичный период прошлого. В то же время выявлено гораздо больше фактов получения и дачи взяток. Установленный материальный ущерб от коррупционных преступлений составил почти 9,5 миллиарда рублей.В связи с этим есть необходимость усовершенствовать антикоррупционное законодательство с учетом практики его применения, а также требований международно-правовых актов.

— Какие наиболее значимые изменения следует выделить?

— Всех госслужащих, на которых распространяется дей-ствие закона о госслужбе, предлагается отнести к государственным должностным лицам. К этой же категории будут причислены те, кто занимает ответственные должности в гос-организациях и тех негосударственных организациях, где доля госсобственности в уставном фонде составляет не менее 50 процентов.  Законопроект вводит ряд ограничений для государственных должностных лиц в части совершения сделок от имени организаций. Например, они не вправе совершать подобные сделки с индивидуальными предпринимателями, являющимися близкими родственниками или свойственниками должностного лица. Иными словами, директор госпредприятия не сможет привлечь фирму родного брата или зятя для проведения ремонта или поставки оборудования на завод.В проекте закона раскрывается такое понятие, как “конфликт интересов”. Скажем, если мне предложили конверт со взяткой, я обязательно должен уведомить об этом в письменной форме своего нанимателя, который, в свою очередь, будет обязан принять исчерпывающие меры для предупреждения конфликта интересов и его разрешения.

— Что, на ваш взгляд, должно превалировать в антикоррупционном законодательстве: жесткость наказания или профилактические меры?

— Безнаказанность создает питательную среду для новых преступлений, поэтому главное — неотвратимость самого наказания. Но любую болезнь легче предупредить, поэтому мы предлагаем в законопроекте расширить перечень мер, направленных на привлечение государственных должностных лиц, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе атмосферы нетерпимости к этому явлению, в том числе через систему образования и воспитания. В сознании людей надо сформировать устойчивый стереотип, что взяток не берут там, где их не дают. Для этого, безусловно, необходимо совершенствовать многие административные процедуры, искоренять бюрократию и другие негативные явления в чиновничьей среде.  Наши предложения, безусловно, не решат в один день проблему, но будут способствовать тому, чтобы само общество стало более ответственным, грамотным в правовом отношении, что повысит результативность работы по борьбе с коррупцией.

 
 
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика