Шуба из натурального меха всегда в цене. Это как дорогой автомобиль или бриллиант, подчеркивающий статус владельца. По статистике, жители Беларуси ежегодно приобретают около 400 тысяч меховых изделий: шубы, шапки... Но для предприятий, выпускающих продукцию из «мягкого золота», как называют мех, еще более перспективен внешний рынок. В России, где зверофермы ощутимо потрепал мировой экономический кризис, наши шубы сегодня могли бы пользоваться повышенным спросом. Однако на Витебском меховом комбинате в минувшем году их сшили всего 8 тысяч. И шубы, как ни странно, оказались не дешевле греческих или китайских, преодолевших расстояние в тысячи километров. Чем это объяснить? Попытаемся разобраться...
Половинчатый эффект
Долгое время комбинат, основанный в 1975 году, шил кроличьи шапки для всего Советского Союза. Недорогая продукция не залеживалась на прилавках. Однако с распадом СССР на предприятии начались финансовые проблемы. Чтобы купить подорожавшее многократно сырье, приходилось брать ссуды, кредиты... К 2007 году у комбината накопилось 12 миллиардов долгов. Хозяйственный суд Витебской области признал его экономически несостоятельным и открыл процедуру санации. В идеале она позволяет, не ликвидируя предприятие, рассчитаться с кредиторами и продолжить работу с чистого листа. Предоставляются рассрочки по платежам в бюджет, назначается антикризисный управляющий. Но...
— План санации выполнен не был, — констатирует заместитель председателя хозяйственного суда Витебской области Олег Киенко. — Выплачена лишь незначительная часть долгов. Продана не вся подготовленная к реализации недвижимость. Несмотря на неоднозначные итоги экономического оздоровления, Витебский меховой комбинат банкротом не признали. С прошлого года предприятие работает на общих основаниях.
Штучная работа
...Тишина в скорняжно–пошивочных цехах производит гнетущее впечатление. Раньше их работало 5. Сегодня — один. Надежду Кашперко, швею с 35–летним стажем, я застал за процессом сборки длинной норковой шубы. В магазине такая стоит миллионов 10 — 12.
— Чтобы ее сшить, необходимо потратить полторы смены, — Надежда Федоровна ловко управляется с пушистыми раскроенными деталями. — Здесь много ручной работы, что очень ценится знатоками.
Такие швеи на вес золота. Как правило, их не готовят в учебных заведениях. Опыта, как и другим редким специалистам меховой отрасли, приходится набираться у старших коллег. А зарплата профессионалов столь высокого класса в Витебске не дотягивает до полутора миллионов.
Здоровые амбиции
Сегодня на меховом комбинате, который подчиняется концерну «Беллегпром», трудятся 250 человек. Огромные деньги уходят на содержание слишком большого здания, устаревшей техники. Долги предшественников неподъемными гирями висят на ногах нового директора Сергея Лосева и его специалистов.
— Весной мы продали значительную часть накопившихся складских запасов, за минувший год выплатили 4 миллиарда рублей долгов, — говорит о наболевшем начальник отдела маркетинга и сбыта Ольга Беляева. — Окончательно рассчитаться планируем года через 2 — 3.
Обновленному коллективу со здоровыми амбициями уже сейчас хочется реализовать свой потенциал. Но как это сделать без оборотных средств и с постоянными проблемами с сырьем? Одна шкурка норки на международном аукционе минувшей зимой стоила 87 долларов. На шубу их нужно — 30. Крупные зверохозяйства Белкоопсоюза, с которыми сотрудничают витебчане, заинтересованы сбыть продукцию на аукционе по максимальной цене. Но и то, что они продавали комбинату, было дешевле лишь процентов на 10 — 20.
— Отсюда и высокая стоимость нашей шубы, — объясняет Беляева. — Чтобы не зависеть от покупного сырья, хотелось бы организовать меховой холдинг с сетью собственных зверохозяйств, где будут выращивать норку, песца, лисицу, кролика и других пушных зверей.
В Витебском облисполкоме принята программа «Витебский мех». Меховой комбинат разработал инвестиционный проект стоимостью более 50 миллионов долларов. За два–три года должно быть построено современное энергосберегающее предприятие с собственной зверофермой. Остается найти инвестора. Хотя некоторые специалисты скептически относятся к этому проекту. Ссылаются на опыт Голландии и других стран, где норок и других пушных зверей разводят в основном фермеры. И наши могли бы. Если создать для этого условия, не душить налогами и проверками.
С другой стороны, дорогая шуба — не молоко или колбаса, которые продаваться будут в любом случае. Не уследил за зыбкими модными тенденциями — и прощайте, вложенные рубли... Но в Витебске считают, что овчинка стоит выделки. Состоятельные россияне — постоянные гости фирменного магазина в областном центре. Недавно на выставке в Москве предприятие презентовало новые изделия из кожи, каракуля и овчины. А коллекция из норки получила там диплом за качество. Это ли не голос в поддержку наших профессионалов?
Компетентно
Вячеслав Мирусин, начальник управления координации и развития кожевенно–обувной отрасли концерна «Беллегпром»:
— Мы рассматриваем возможность создания современного конкурентоспособного предприятия с собственным зверохозяйством. Сейчас ищем инвесторов для этого проекта. Практику господдержки в отношении мехового комбината концерн не прекращал. Предприятию не только выделяют средства на сезонные закупки сырья, но и помогают реструктуризировать старые долги.
В мехах и в долгахШуба из натурального меха всегда в цене. Это как дорогой автомобиль или бриллиант, подчеркивающий статус владельца. По статистике, жители...