Раскачали колыбель славянства
18.07.2011
—
Новости Общества
|
Торжественное открытие 20-го «Славянского базара в Витебске» прошло в лучших традициях этого музыкального форума: разнообразно, бодро и с песней. Билеты разлетелись давно: перед телетрансляцией церемонии экран демонстрировал довольную билетершу, меланхолично рассуждающую:«Шансон в первый день ушел… Потом Леонтьев ушел, все хорошо ушли… Потом Добрынин, Меладзе…» Было в ее рассуждениях что-то апокалиптичное. Впрочем, это не сильно бросалось в глаза. Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ Открывая фестиваль, Александр Лукашенко в своей речи неоднократно упоминал славянское единство и славянство в принципе («Витебск - колыбель славянства», «Белорусская земля - один из древнейших духовных центров славянства» и т.п.) и акцентировался в основном на культурологических аспектах фестиваля: этот «замечательный праздник творчества стал событием мирового масштаба» и «во многом определяет пути развития современной культуры» , ведь на нем выступают «крупнейшие звезды мирового искусства». Еще Лукашенко отметил, что у фестиваля «хорошая репутация» - несмотря на политические «закулисные страсти», он является «абсолютно независимым от политической конъюнктуры» . В финале своей речи президент пожелал всем артистам «бурных аплодисментов». Структура мероприятия на этот раз была качественно разбита на блоки. Началось все с блока ностальгического. Выступил госансамбль «Песняры», звучащий как неплохой кавер-бэнд других, легендарных, «Песняров». Телевизор показал мощно зевающего зрителя в синей футболке. После выступила Надежда Кадышева. Своими безумными нарядами она напоминала цветочный магазин и распродажу в бутике desigual - вся в цветах и пышных оборках, как бутоньерка, она кружилась по сцене вместе с таким же флористичным балетом, на ее голове плясал и покачивался огромный белый улей, от ее выступления разило плодородием и витальностью. Этот триумф радости и материального мира укрепило выступление Таисии Повалий с купальскими мотивами, гармошкой и девушками в веночках. Вестником же мира нематериального явился Валерий Леонтьев - в футуристичном костюме-трансформере с крыльями, белозубый и тонкий, он держался на сцене так же легко, как и 20 лет назад (но выглядел при этом моложе, чем тогда). Вид у него был лихой и одновременно отстраненный, как у Мэрилина Мэнсона. Крылья-трансформеры раскрылись на песне о полетах с Маргаритой и превратились в черный плащ. К Леонтьеву нескончаемой вереницей пошли женщины с цветами, целуя его с ритуальной натужностью, будто прикладываясь к мощам. Блок ностальгии продолжили «Сябры» с разухабистыми рок-запилами от удивительно бодрого соло-гитариста. «Наступныя 20 год будуць яшчэ лепш!» - многообещающе заверил всех Анатолий Ярмоленко. Далее последовал восточнославянский по мелодике плясовой блок. Болгарская певица Йорданка Христова исполнила трепетную песню в духе Бреговича; Николай Скориков выступил с бойким шансонно-цыганским номером; Мария Девятова спела бодрую псевдонародную танцевальную песенку. Во всем этом присутствовала некая сверхидея мятежной, пьяной и добродушной славянской души. Следующий блок был посвящен «Евровидению». Даниил Козлов, белорусский участник детского «Евровидения» в 2011г., пел немного ломающимся голосом, но его песня смотрелась очень нежно: как ручеек добра среди разгульной брутальности глобального славянского праздника. Потом выступили российские представители детского «Евровидения» - Лиза Дрозд и Саша Лазин - со своей ретропесенкой, после чего появилась Анастасия Винникова с гимном о любви к Беларуси. Завершили блок победители нынешнего конкурса песни всея Европы - азербайджанский дуэт Эль и Ники. Далее последовал блок новейшей российской и белорусской эстрады: Виктория Алешко, Стас Пьеха в тельняшке, Юлия Савичева с неожиданно красивой песней, пускай и рифмующей «любовь» и «вновь». Это было торжество молодости и адекватности. Ощущение адекватности уступило место легкому безумию в связи с выступлением украинского дуэта «Потап и Настя» с шизофренически прекрасной песней «Чумачечая весна». Это был настоящий триумф, хотя песня отчасти смотрелась как некий стеб над всем, что звучало на этой сцене раньше. Для демонстрации того, что нашей эстраде тоже свойственно легкое безумие, зрителям показали фрагмент белорусского мюзикла «Голубая Камея» на музыку Кима Брейтбурга - княжну Тараканову в нем исполняет Ирина Дорофеева. От мюзикла перешли к эпосу - начался блок пафоса, что подтвердилось появлением Николая Баскова. Спев веселую дископесенку, он захрустел в микрофон целлофаном букетов, которыми его буквально завалили. Не зная, куда деть тяжеленный сноп торжественной флоры, он кричал: «Заберите!Я еще не собираюсь уходить с этой святой сцены!» Басков стал умоляюще протягивать цветы в закулисье, но никто не пришел. «Александр Григорьевич! - взмолился он куда-то вдаль, туда, где сидел белорусский президент с мрачным, суровым выражением лица. - Сегодня всё так тщательно проверяли, что теперь все боятся выходить на сцену!» После этого за цветами наконец-то кто-то вышел. Басков упомянул, что «десять лет назад вышел на эту сцену в одной маечке и в одних штанишках» и вывел на сцену Александру Пахмутову. Это было торжество эпичности, добра и прикосновения к легенде. Зритель уже определенно окончательно почувствовал себя частью славянского единства. После песни «Молодость моя - Белоруссия» от ансамбля «Чистый голос» блок легенд завершился выступлением Патрисии Каас, без которой, кажется, не проходит ни один «Базар». В финале неожиданно состоялся блок тревожных, апокалиптических песен. Хор Турецкого, жестко артикулируя и играя лицами, исполнил «Звезду по имени Солнце» Виктора Цоя. Учитывая, что данная песня - единственная из всех прозвучавших имела осмысленный и тревожный текст, это был очень мистический момент. Казалось, на сцену вот-вот выйдет Цой и потребует: «Перемен!»«Желаем, чтобы солнце и звезды благоволили Республике Беларусь!» - подытожил месседж Цоя Турецкий. После этого женская часть хора исполнила песню «Ромашки спрятались» и добила этот депрессивный песенный блок знаменитым «Адажио» Альбинони, которое, как знают все меломаны, на самом деле написал не Альбинони. Под конец хор неожиданно выдал песню We Are The Champions группы Queen , крича: «Зажгись, Витебск!» и кое-где меняя оригинальный англоязычный текст на фразы вроде: «Хай жыве Беларусь! И «Славянский базар!» Прозвучал куплет на русском с текстом: «Ни шагу назад, сомненья откинь! И снова в строю ты в сраженье, названье которому - жизнь!» В общем, Турецкий выступил по-боевому, несмотря на явный интерес к песням великих мертвых музыкантов. Закончилась церемония ожидаемыми хедлайнерами - французом Дидье Маруани с группой Space . Посланцы холодного космоса, играющие на синтезаторах, смотрелись странно и трогательно, как письмо в прошлое. Так что «Базар» остался верен своему старомодному заповедному формату - он свято чтит наследие великой советской эстрады, прекрасно играет на чувстве коллективной ностальгии и существует в отдельном временно-пространственном континууме, где, разумеется, он и правда впереди планеты всей. P.S.«Президент России Дмитрий Медведев не направил поздравление в связи с открытием юбилейного ХХ Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Традиционно в предыдущие годы президенты России и Украины направляли поздравления гостям и участникам «Славянского базара» в связи с открытием фестиваля. В нынешнем году поздравление получено только от президента Украины Виктора Януковича» (Источник: БелТА, 9 июля). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Торжественное открытие 20-го «Славянского базара в Витебске» прошло в лучших традициях этого музыкального форума: разнообразно, бодро и с песней.
|
|